12:00 

От москвичей со стеклянными глазами

Lepra

Мир, как известно, считает, что по Российским городам бегают медведи в обнимку с алкоголиками. Россия же любит обсуждать свою столицу, как нечто инопланетное.



И уж что только ни услышишь от дорогих соотечественников о своем городе и о себе самой. Ну, например, что глаза у нас стеклянные, как у свиной головы на рыночном прилавке, что интересы к окружающему прекрасному нам неведомы, зато мы умеем сканировать дамские сумочки на предмет марки и стоимости не хуже чем кассирша по штрих-коду
А еще мы наглые, у нас мания величия, мы злые, грубые, эгоистичные, суетливые, мы не способны созерцать, а можем только кишеть в бесконечных подземных лабиринтах как опарыши в выгребной яме.
Откуда мы такие набрались - тоже известно, во-первых, едут в Москву только те, кто может лишь рвать и хватать, люди внешне крепкие, выносливые, а на деле слабые духом, во-вторых сама Москва развращает, убивает душу, затягивает в свой водоворот и навсегда превращает Человека в москвича.

И смотрю я иногда на себя, и смотрю на окружающих, на друзей и товарищей, на коренных москвичей и новоиспеченных, и пытаюсь найти в нас все то, что видят свободные от московского зловония люди.
Уважаемая Лав предупреждала окружающих, насколько сложно в Москве что-то узнать от прохожих, что если спросить у них о местонахождении чего-либо, ничего кроме хамства от них не услышишь. Дорогая Лав, без сомнения честна, и ее мнение основывается на личном опыте. Но право же мой опыт общения с москвичами несравненно больше. Я много лет путешествую по бесчисленным закоулкам Москвы, я пару лет пробыла на работе, в рамках которой приходилось часто искать в разных концах огромного города спрятанные зоомагазины и ветклиники. Я миллион раз спрашивала у прохожих о местонахождении того или иного объекта, и ни разу, НИ РАЗУ за это время не нарвалась на грубость или пренебрежение. Конечно, помогают не всегда, но именно потому, что не знают. Да я сама, несмотря на весь интерес к родному городу далеко не всегда могла помочь обратившимся.
Однако если прохожий не знает, как пройти туда-то, он как правило извиняется или хотя бы чем-то демонстрирует свою растерянность, иные даже оправдываются, дескать сами не местные (имеется ввиду не из этого района). Есть оговорка - москвичи, за исключением пожилых, редко излагают длинный маршрут целиком. Но это не потому, что они боятся унизить себя лишней бесплатной фразой, слишком большой помощью, а просто потому что это удобно. Вот от питерцев, особенно, опять же, пожилых, приходилось слышать долгий подробный монолог о том, как именно надо дойти до цели. Я благодарно кивала на протяжении рассказа, а про себя отмечала: вот ведь какие участливые эти не-москвичи, не то что мы, животные эгоистичные. Но каждый раз после окончания монолога у меня смешивалось все его содержание, и я искала следующего прохожего, убедившись что предыдуший меня уже не видит. В Москве же вам дают первые два три поворота, которые вы с легкостью запоминаете, а далее спрашиваете еще раз, и так до пункта назначения - и это правильно.
Но так же как и в Москве среди Питерцев много людей, которые не знают где находятся даже самые известные их достопримечательности. (и непостижимо, например, мне, запомнившей свои две сотни станций метро, как можно не разбираться в четырех маленьких веточках скудного питерского метрополитена?)
Интересна постановка вопроса: "Зачем они живут в Москве", и различные варианты ответа навроде "Москва жестока, и им это нравится", "в Москве можно оставаться слабым" и т п, но ни у кого не возникало мысли, что в Москву можно просто влюбиться - влюбиться и в ее архитектуру, и в любимые местечки, скверики, дворики, бульвары или даже большие магистрали. Москва, может быть, не такая красивая и мрачно-величественная, как Питер, но даже Москва, представьте себе, может быть пронзительно родная! И можно уехать из Москвы на неделю, и уже скучать по ней! Не по ее жестокости или суете, а по ней самой! И что москвичи - это целая вселенная, что они такие же полярные, как и земляне в целом, и что среди них так много живых и интересных и непостижимых. И что есть среди москвичей люди, для которых сумочка с известной маркой и многозначной цифрой на ценнике - это не центр Вселенной, и более того, те со счетчиком в глазах - это все же исключение с собственным именем: "гламурные" и с крайне отрицательным значением слова в этом контексте. Да, у меня есть целых две знакомые москвички, которые хорошо разбираются в деталях одежды, обожают говорить о своих новых шмотках, кичатся ими, и марок одежды они знают больше, чем писателей, художников и композиторов вместе взятых - но они скучны и популярны лишь в своем узком круге общения. Таковые, кстати, есть и в Петербурге, я видела!
Не приходит в голову обсуждающим, насколько непостижимы и пути приезжающих в Москву. Когда моя бабушка, деревенская девчушка с косами из села Измаилово Рязанской области в шестнадцать лет появилась здесь впервые, она одна, без друзей и родственников исходила весь город, она упивалась им, и ей было плевать, что вечером она будет спать на сундуке в комнате вместе с "углодателем", и было время, когда она вообще не могла себе найти место жительства, и она спала в вагонах метро, катаясь по кольцевой, а потом все ходила, ходила и не могла перевести дыхание, и не могла не удивляться, не поражаться каждой незамечаемой привычному глазу детали, и все мечтала, что когда-то это будет и ее город, ее родной город.
А потом она поступила в столичный ВУЗ, жила в диких условиях, в подмосковье, в Москву каждый день ездила сначала на работу, с работы в институт, и стала единственным человеком из села Измаилово с высшим образованием (в самом то селе не было ни одного жителя даже со средним образованием, четыре класса - предел. Моя прабабушка знала буквы: "Мы" и "Фы", ибо была она Мария Федорова), и так же как она, ехали в Москву учиться и дышать ею миллионы людей - но это ли интересно жителям патриархальных местечек России с их одухотворенным взором...
Да, в Москву приезжают разные люди, в том числе и авантюристы, не чистые на руку, люди, ищущие легкого заработка, и, действительно, люди, которым легче быть жестокими в огромном городе. Известна благодаря Резо и статистика, что среди правонарушений аж 48 % приходится на совесть именно гостей столицы, и это, конечно, наша беда, но можно ли нас мерить по вот этим уродствам мегаполиса?
У меня много знакомых, которые родились и выросли далеко от Москвы. Больше всего меня в них поражает именно то, что они не скучают по родным местам. Это мне категорически непонятно. У всех них я подробно спрашивала, как же это возможно, годами не видеть родного дома, родных улочек, деревьев, под которыми играл в салки, деревьев, с которыми вырос, лесочков, куда удирали веселиться, школьного двора, с его неповторимой атмосферой, родственников и друзей, которых покинул, дворовых собак, скрипа калитки, вон тех бревен, на которых устраивали ночные посиделки и всего того непередаваемого, что составляет душу. А они мне отвечали: "Ну был я этим летом там неделю, к родителям приезжал - скукотища смертная, делать там совершенно нечего, абсолютно ничего интересного, на чем взгляд задержать, да и изменилось все, не родное уже, другое, с друзьями старыми уж и говорить не о чем. Неделю терпел как пытку, все ждал, когда в Москву поеду, теперь до следующего лета свободен!" - и так это для меня оглушительно всегда звучало, что я снова и снова твердо убеждалась - мне несказанно повезло! В трехтысячный раз спускаясь на Комсомольскую, в четырехсотый раз проходя по Арбатам, спеша по своим делам, я иногда останавливаюсь и озираюсь вокруг как деревенская девочка с косичками, и поражаюсь, и восхищаюсь, и спирает дыхание: как это несказанно красиво! И я улыбаюсь как дура, и мне не стыдно перед прохожими: я счастливейший человек, что родилась, выросла, стала человеком и умру именно в моей грязной, зловонной, кишащей свиными головами Москве!!!


@темы: Воспоминания, Грустное, Личное

URL
Комментарии
2008-07-13 в 14:38 

Алекс К
Буквально позавчера один человек мне рассказывал, как был в Москве. Спросил у 20-30 человек, где Третьяковская галерея, так никто и не сказал, говорили "сами мы не местные" (надо полагать, "не из этого района". :) ). В конце концов, где находится Третьяковская галерея, спросили у милиционера. Милиционер ответил: " А что там продают?"

Кстати, истинные петербуржцы отличаются прежде всего тем, что ненавидят Москву, а наиболее продвинутые даже называют её "морква" - через "р" и с маленькой буквы.

2008-07-13 в 15:46 

Newcore
Если человек не знает, куда он плывёт – для него нет благоприятных ветров.
Да, уж. Охота самому побывать и посравнивать. Только фиг.
Никто меня не выпустит ни по времени, ни финансово.

2008-07-13 в 18:03 

Глупость свеже-смороженная (с)
Lepra Отлично сказано, спасибо.

2008-07-13 в 19:10 

У каждого должно быть свое место, дом. Если его нет, то Москва становится всевместилещем зла, а Россия - территорией придурков, - все от собственной неудоветворенности жизнью. По большому счету, какое дело мне, счастливой обладательнице съемной жилой площади в обожаемом до мандража городе на Неве, кто, как и зачем живет в столице нашей родины? Да мне, простите, начхать на взгляды коренных москвичей и уровень их географической эрудиции, честно, потому что я необычайно счастлива в своем городе и рада за всех, кто находится именно, там где его дом.

*последний абзац был похож на один из наших разговоров, Катрин... или я ошибаюсь?*

2008-07-13 в 22:20 

Scientia vinces!
+1

2008-07-14 в 00:02 

Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее
созвучно моим мыслям.

Больше всего меня в них поражает именно то, что они не скучают по родным местам. Это мне категорически непонятно.

ну как же, скучают. первые пару лет.
а потом, город - это же ведь прежде всего люди. когда не к кому ехать, то неинтересно уже

2008-07-14 в 13:24 

Lepra
Кстати, истинные петербуржцы отличаются прежде всего тем, что ненавидят Москву, а наиболее продвинутые даже называют её "морква" - через "р" и с маленькой буквы.
Да, я знаю. Очень показательная злоба. Комплексы, ребят, комплексы. Но ничего, вы там побеситесь вдоволь, нам не жалко ))
А уродовать имена типа "Пукин", "Гопнер", "ротВеллер" или "морква" - это действительно показатель особенной продвинутости )))

*последний абзац был похож на один из наших разговоров, Катрин... или я ошибаюсь?*
Да, и с тобой подобные разговоры были, а еще с Килленом, оба вы родились и выросли в маленьких местечках Краснодара, и теперь одна живет в Петербурге, другой в Киеве, и оба рады там оставаться. Но так как в топике речь шла именно о приезжих в Москву, я не стала вас отдельно упоминать и подразумевала других своих знакомых.

ну как же, скучают. первые пару лет.
боюсь, во многих случаях даже пары лет не проходило. Вот коли НЕНА сама к нам пожаловала. Насколько я поняла, она даже на первые каникулы ехала домой без особенного энтузиазма.

а потом, город - это же ведь прежде всего люди.
А для меня не так. То есть может прежде все-таки люди, но далеко не единственное... а может даже и не прежде. С дорогими людьми можно встретиться где угодно, а родные места - они все равно упоительно родные.

URL
2008-07-14 в 15:18 

Lepra , ну коли я "к вам сама пожаловала", то по поводу себя не могу не отметить: у меня есть стойкая привязанность к месту, которое я называю домом, но мой дом территориально не совпадает с местом моег рождения и мотания 17летнего срока. Не "большой город" я люблю, стремительность жизни или людей вокруг, а конкретно свой дом и он здесь - никакого отношения к не-привязанности к местам более отдаленным это не имеет отношения.

2008-07-14 в 17:36 

Lepra
НЕНА и вот все равно остается неясным, как может место рождения и первых семнадцати лет жизни не стать домом, а сьемная квартира на время обучения - стать...

Оффтоп. В аське тебя ну совсем не видно...

URL
2008-07-14 в 17:58 

Lepra , многоуважаемый ты мой человек, ты рассуждаешь по факту, а я рассуждаю по жизни. Жизнь - это же не цепочка событий, так? Вот и у меня так. Об аспекте чувств я уж умолчу, а то ударюсь в никому неинтересные пространные рассуждения =)

Меня в аське очень даже видно, к сожалению, это происходит до 2 часов ночи)))

2008-07-14 в 18:03 

kjorn
Universe is a matter of belief
Lepra поклон Вам, сударыня! Подписываюсь под каждым словом.

Особенно про "скучать". Мне сегодня вот опять Москва снилась, а доберусь домой теперь дай Бог только через месяц...

2008-07-14 в 19:50 

Lepra
ВОТ ВИДИТЕ, ТОВАРИЩИ!
ЧЕЛОВЕК НЕ ПЕРВЫЙ ГОД ЖИВЕТ В ЕВРОПЕ,
А ВСЕ РАВНО МОСКВА СНИТСЯ!!!
ВОТ ЧТО ТАКОЕ МОСКВА,
А НЕ БУЛЬДОЖИЙ АЗАРТ ПРОПИСКИ В ПРЕДЕЛАХ МКАД

см пост выше


НЕНА Об аспекте чувств я уж умолчу, а то ударюсь в никому неинтересные пространные рассуждения =)
сколько тебя знаю, еще ни разу не слышала от тебя неинтересных рассуждений

к сожалению, это происходит до 2 часов ночи)))
ты ко мне жестока, я тоже не только после 2 часов бываю ))) я и днем бываю, и вечером

kjorn приятно общаться с понимающим человеком )))

URL
2008-07-14 в 20:16 

Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Lepra знаешь я с тобой соглашусь.
ИМХО ненавидеть другой город это просто глупо..
Я люблю свой город и доволен что живу именно в нем. А Москва - это всего лишь другой город, который не вызывает у меня отрицательных эмоций впрочем и положительных тоже

2008-07-14 в 23:20 

Lepra , спасибо за незавуалированную лесть)))
прости, родная, никак не хотела тебя обидеть, верю, что ты и днем бываешь... редко и день не нормированный))))

2008-07-15 в 13:45 

Anrielle
Каждый верит в собственные глюки
А я по Нижнему Новгороду скучаю. Но что правда, то правда, многих мест, связанных с детством, уже нет. Деревья все вырубили, вместо них пустырь с церковью. В церкви теперь ходят длиннобородые пузотрясы, а раньше там была мастерская художника с русской псовой борзой. Заброшенного дома тоже нет, там тепрь новый элитный дом. Друзей тоже почти никого не осталось. Разъехплись кто по другим городам, кто по другим районам. Всё это так. Но скучать - скучаю всё равно.

2008-07-16 в 01:20 

Lepra
Susanin Прочитав твой текст, Алекс в сотый раз убедился бы, что ты никак не истинный петербуржец. Еще один индикатор - если человек лоялен к Москве, значит не важно любит он Петербург, али не любит - с ним уже все ясно ))) Алекс ничуть не удивится, если тебе еще и "танцующие фонтаны" понравились )))

Anrielle Очень ярко представила себе то, что ты описываешь. Скучать потому, чего уже нет - я всегда была особенно к этому чувствительна...

НЕНА Ну я посмотрю завтра, одинаково ли мы с тобой понимаем термин "день" ))))

URL
2008-07-16 в 07:21 

Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Lepra Прочитав твой текст, Алекс в сотый раз убедился бы, что ты никак не истинный петербуржец.
Да мало ли,что думает Алекс? Его слова отнюдь не истина в последней инстанции

2008-07-17 в 01:05 

Lepra
Susanin Да я шучу )))

URL
2008-07-17 в 20:02 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Lepra а я серьезно

2008-08-10 в 03:34 

Знаете, я вот тоже люблю Киев. Люблю его улицы, его людей, люблю свой район. У мне здесь много парков. В последнее врямя в Киеве творятся настоящие "стрительные войны". Ну разве буржуев интересет какай-то там сквер, если можно на этом месте построить торгово-равлекательный цент и зашибать целую кучу бабок...
Гарячо надеюсь, что у меня на районе скверы и парки никто не тронет, а если посмеют, буду первым кто выйдет с дубиной и встанет на защиту...!

2008-08-11 в 02:02 

Lepra
_Дима Вообще, в цивилизованном обществе даже те, кому наплевать на все кроме денег, скверы все-таки оставляют. Причем просто с холодным рассчетом. Потому как потребителю все более и более приятны именно скверы - их становится меньше, торговых центров - больше. Нарастает дефицит, и вырастает окупаемость именно тех ТЦ, которые предусмотрели на своей территории (ИЛИ ДАЖЕ У СЕБЯ ВНУТРИ) хорошее озеленение. С с заповедниками, естественно, не сравнить, но все-таки не бетонные джунгли.

URL
2008-08-11 в 02:22 

Капиталисту легче просчитать, сколько вечнозелёных ему принесёт каждый кв.м. застройки чем влияние/наличие сквера на цену этого самого кв.м....

2008-08-11 в 04:45 

Lepra
_Дима Кстати, у вас в Киеве не предусматривается так называемое "компенсационное озеленение" при строительстве в черте города? У нас, например, сейчас взято за правило в любых стройках делать отчет: "столько-то срублено деревьев, столько-то кустарников, высажено столько-то деревьев, столько-то кустарников, из них..." и далее по списку видов растений.

URL
2008-08-11 в 15:47 

Да, у нас тоже так положено.
Справедливости ради должен заметить, что в последнее время "строительный войны" немного поутихли.
Однако, у нас есть районы, которые нуждаются хоть в одной станции метро уже много лет.
Недавно открыли новую станцию метро. Как вы думаете, где? В жизни не угадаете! В лесу! Метро провели прямо в лес!
В народе его сразу так и назвали - "метро для белок".
Не знаю насколько это правда. Но народная молва гудит о том, что вся земля там уже кое-кем выкуплена. И скоро там будут строить новый микрорайон. А значит лес на вырубку!
И это всё при том, что Тимошенко ещё лет 5-ть назад грозилась снести хрущёвки и построить новые дома на их месте...

2008-08-14 в 16:10 

Дорогу осилит идущий...
Простите, что вмешиваюсь в уже состоявшийся диалог, но не вмешаться не могу, т.к., сия статья, несомненно, является камнем (даже, я бы сказала, камнепадом ;) ) в мои скромные шесть соток, этаким творческим ответом на мою статью "О москвичах и провинциалах".
Я долго думала, как высказаться, чтобы это не выглядело и не было перепалкой, спором и т.д.

Посему, напишу очень просто и начну издалека.
Мне очень нравится книжка Веллера "Всеобщая теория всего", и там вначале есть такая мысль: интересно, почему люди, рождаясь и взрослея, продолжают наступать на те же старые, изношенные грабли, что и тысячу, десять тысяч, миллионы лет назад? Почему? Ведь за историю свою человечество накопило столько опыта, в мире жили столько прекрасных мудрецов, оставившие после себя массу книг о том, как стать счастливыми, как избежать ошибок, как сделать... и так далее и так далее...

???

Уважаемая Лепра написала, что её опыт общения с москвичами несравненно больше моего. Что ж, это так.
Однако, как бы ни был богат, обширен и замечателен чужой опыт, очень часто человек почему-то абсолютно нелогично (smile!) больше доверяет своему ;)
Я написала о том, что видела своими глазами, что было со мной.
Более того, если автор так любит закономерности, большие числа и репрезентативные выборки, могу отметить, что "феномен москвичей" наблюдаю далеко не я одна ;)
Я далеко не первый человек, выразивший подобные мысли.

2008-08-15 в 17:11 

iow
LAW
Однако, как бы ни был богат, обширен и замечателен чужой опыт, очень часто человек почему-то абсолютно нелогично (smile!) больше доверяет своему ;)
Если отвлечься немного от темы и забыть о том, что позиция Лепры настолько же безосновательна, как и твоя, то в таком случае данное высказывание следует трактовать не иначе, как "неконтролируемый субъективизм и отказ от реальности". =)

2008-08-16 в 02:17 

Lepra
iow "неконтролируемый субъективизм и отказ от реальности".
вместо "неконтролируемый", в данном случае, мне кажется, уместнее "рефлексирующий"

URL
2008-08-16 в 12:45 

Дорогу осилит идущий...
iow

Было бы любопытно узнать твою, небезосновательную позицию ;)


iow "неконтролируемый субъективизм и отказ от реальности".
вместо "неконтролируемый", в данном случае, мне кажется, уместнее "рефлексирующий"


Н-да, интересно... человек написал о том, что с ним случилось в реальности - и его же обвиняют в отказе от реальности ;)
Что ж, тогда в свою очередь я охарактеризую позицию Лепры как "Если факт не вписывается в мою систему - тем хуже для факта".

2008-10-20 в 12:41 

Я люблю оружие), драться - не люблю)
"Мир, как известно, считает, что по Российским городам бегают медведи в обнимку с алкоголиками. Россия же любит обсуждать свою столицу, как нечто инопланетное."
*утащила в цитатник*
Москвичам не завидую), красивый город ) но не моё )
п.с. была бы возможность осталась бы в родном Севастополе навечно) (проживаю в Питере)

Что касается якобы зависти питерцев ), считаю это немножко надуманным) поскольку коренным нет до этого дела, а приезжие уже нашли в Питере всё, что искали). Единственное быть может исключение люди-сумочки со счетами в глазах)

     

Размышления старой больной черепахи

главная