Все знают, например, что такое проблема озонового слоя – не будь его, и все умрут от рака кожи и других последствий УФ. Видов же живых существ только по старым данным аж 2 миллиона, некоторые же зоологи приводят цифру 6 млн., ну не станет у нас, допустим, одного миллиона, останется другой – куда ж нам больше?
Значение Биологического разнообразияТак что с первого взгляда эта проблема выглядит, мягко говоря, надуманной. Однако трудно с этим согласиться, подробно изучив проблему.
Существует четыре группы аргументов в поддержку биоразнообразия (4 Э):
Экономические – исходящие из представления об «упущенной выгоде» от использования еще не известных свойств исчезающих видов. В принципе сюда входят абсолютно любые формы применения живых организмов человеком: еда, изделия, стройматериал, обустройство территорий, продукция в технике, промышленности и проч. Но надо сказать, что самые важные наши отрасли зиждутся всего лишь на нескольких сотнях видов на один географический регион. Конечно, число видов, которые ну хоть как-то используются человеком, огромно, но прожить мы и без них запросто сможем.
Эстетические – эта группа аргументов связана с, по-видимому, абсолютно справедливым представлением о влиянии разнообразия и красоты природы на формирование духовного мира человека, на развитие его образного мышления и ощущение полноценности жизни. Да, терапевтический эффект природы есть, и это фактор важный, но опять же, куда нам столько миллионов живности? Все равно человек вживую в среднем сможет вдоволь налюбоваться не более чем несколькими тысячами видов живых существ.
Этические – сводятся преимущественно к провозглашению права каждого вида на существование, равенства всех творений (перед Богом) и обращению к жалости ко всему страждущему живому. Но тут опять вопрос спорный, потому как, провозглашая право на жизнь вида, экологи зачастую нарушают права на существование особей. Известны, например, вынужденные меры, когда ради десятков особей исчезающего вида уничтожались тысячи особей вида интродуцента [вида, перевезенного в чуждую среду, и приспособившегося к ней, ср. аборигенный вид. Прим. авт.].
Экологические – тема настоящего доклада, исходит из значения биоразнообразия [далее БР. Прим. Авт.] с экологической точки зрения и возможных последствий существенного его снижения.
О сущности БР
Это определение я синтезировала из своего представления о БР сама:
Биологическое разнообразие – множество различных форм жизни, множество видов живых существ в различной степени отдаленных друг от друга по принципу строения и способу существования (последнее – по способу существования особенно важно с экологической точки зрения)
Более широко БР определяется как многообразие групп организмов т. к. иногда элементами БР признают, например, различные популяции одного вида. Если копать еще глубже, оно проявляется и на тканевом уровне, и на клеточном и на др уровнях.
Тут я незаметно, очень плавно и красиво перехожу к происхождению биоразнообразия, вспоминаю, что по эволюционной теории накопление биоразнообразия в ходе филогенеза достигалось изменением генотипа особей популяции от старших представителей к младшим – изменчивостью.
Видообразование достигается расхождением популяций одного вида в разные подвиды, а потом и в отдельные виды или дальше.
(Не обделенная самолюбием я до сих пор не могу забыть, как было приятно видеть, что гудение в зале прекратилось к этому времени, и взгляды были направлены на меня… мдя, устно у меня получается гораздо более непринужденно, вольно и как бы ярко, мне еще преподаватель по литературе говорила, что устные доклады у меня гораздо лучше письменных сочинений.)
Направленность изменений популяций, ведущая к их расхождению, достигается за счет стремления приспособиться к определенной нише.
Выгодно занять все возможные ниши (ослабление конкуренции) Разнородность ниш – разнородность направлений изменчивости.
БР делится на типологическое и таксономическое [таксон , это группа организмов по родству, родственные подгруппы объединяются в группы, далее – надгруппы и т. д., например: семейство – отряд – надотряд – класс. Прим. авт.]Таксономическое (филетическое) разнообразие – разнообразие таксонов, оно важно для человечества не только с научной точки зрения.
Именно для того, чтобы объяснить важность таксономического разнообразия мне и нужно было происхождение. С расхождением признаков популяций расходятся и их генотипы [наборы генов. Прим. авт.] – собственно, именно генотип и эволюционирует, его разнообразие - это и есть биологическое разнообразие. Так вот, охраняя один из немногих или вообще единственный вид в отряде или даже в классе, мы в его лице охраняем и весь этот таксон с его оригинальным генотипом, весь тот фонд оригинальных генов, который он в себе содержит (как в случае с упомянутой руконожкой Ай-ай, в случае с мечехвостами – единственными представителями целого класса меростомовых, погонофорами – малочисленными представителями аж типа живых существ, утконосами и ехиднами – представителями реликтовой ветви млекопитающих и мн., мн. др.). То есть таксономическое разнообразие – это и есть генофонд в самом широчайшем его смысле!
Кроме того, зная систематический «адрес» вида нам более понятна его биология – отсюда эффективность поиска методов его охраны.
Типологическое же разнообразие отражает богатство «особенностей в живых организмах». Тут учитывается разнообразие морфологии, анатомии, физиологии, гистологии, биохимической структуры, онтогенеза, этологии, и других свойств среди живых существ [гистология – наука о тканях, здесь – особенности тканей, онтогенез – развитие во время жизни, этология – наука о поведении. Прим. авт.]Здесь мы подходим к сущности четвертого аргумента в пользу сохранения БР.
Следующее предложение я процитировала из книги почти без изменений, так как мне очень понравилось, как там написано: Виды в природе существуют не так, как в гербариях или зоологических музеях – разложенными по таксономическим полочкам, сплошь и рядом представители как раз неродственных филумов растений, животных и микроорганизмов, взаимодополняя, образуют биоценозы – биологические ядра экосистем.
Дело в том, что никакая группа организмов не может существовать без связей с другими, даже частичная изоляция любого таксона приведет если не к гибели его, то к радикальной перестройке его структуры.
- Самые распространенные связи между организмами – трофические, именно эти связи в ряду продуценты – консументы – редуценты являются двигателями процесса, называемого круговорот веществ и энергии в природе, - отчеканила я громким величественным голосом, - без которого жизнь на Земле была бы невозможна.
Уже отсюда понятно хотя бы то, что не будь одного звена, не будет и остальных.
Кроме того за счет экологических связей между организмами осуществляется контроль газового состава атмосферы, взаимодействие экзо- и эндогенных процессов рельефообразования, гидрологический режим территории и т д.
Особо важны бесчисленные менее заметные связи, такие как, например, отношения между цветковыми растениями и опылителями, между жвачными и бактериями брожения, между нами и нашими бесчисленными микроскопическими жителями, населяющими наш организм, или между вредителями и уничтожителями вредителей (однако по понятным причинам термин «вредитель во многих источниках опускается), между другими различными симбионтами, форетически связанными видами и т. п.
- Вообще же надо понимать, - обращаюсь я к услышащему, - что каждый вид связан с другими сотнями и тысячами связей, учесть большинство из которых невозможно, каждый вид представляет собой узел, вплетенный в густую паутину, с его уничтожением повреждается и последняя, образуется брешь, растекающаяся в разные стороны.
Очень часто связи между организмами обнаруживались человеком уже после того, как он уничтожит определенную популяцию вида, от которого зависят другие, тогда, когда последствия разрушения этих связей сказывались на его благополучии, и неизвестно, сколько еще связей мы обнаружим таким «экспериментальным» путем…
Помните эту историю про молоко в Йоркшире?
Для несведущих расскажу. Была большая проблема – коровы перестали давать молоко, почти полностью… вот давали-давали, а потом перестали, хоть ты тресни, вроде ничего не изменилось, и причина не ясна, пришлось вызвать какого-нибудь биолога, чтоб тот разобрался, наконец, в чем тут дело, а то они все сидят там в своих институтах да лабораториях, пробирки трясут, вот пусть делом займутся.
Приехал биолог, разбирался-разбирался, и сказал, что дело все в том, что из той местности военных вдов выселили…
Народ долго смеялся, пока не оказалось, что вдовы эти были заядлыми кошатницами, и с отъездом увезли всех своих питомиц, это вызвало вспышку численности мышей, разорявших гнезда опылителей луговых трав. Коровы, естественно, от этого пострадали в первую очередь, а соответственно и поставщики молочной продукции.
Биолога звали Чарльз Дарвин…
Итак, именно типологическое разнообразие, разнообразие идей строения организмов и их функционирования, разнообразие потребляемых ими ресурсов (разнообразие нужд) и производимых продуктов (того, что они могут «предложить» другим) определяет многообразие способов связей между организмами в системе!
Кроме того, важно понятие биохорологического разнообразия сочетаний организмов тех или иных территориальных выделов, частей биосферы.
Любая биота представляет собой конкурентную систему популяций разных видов, делящих между собой пространство и ресурсы заселенной ими территории, представляет собой территориально-функциональное сочетание видов.
Каждая естественная биота тонко определяет составом и соотношением слагающих ее видов совокупность экологических режимов на данной территории, инициирует все цепи питания и оказывает мощное воздействие на прилегающие слои атмосферы и литосферы, т. е. влияет на биотоп, кроме того она сама подстраивается под последний, в результате образуя единых организм – биогеоценоз, способный вследствие коэволюции составляющих его популяций к эволюционному развитию.
Именно в природных экосистемах виды из разных филумов, в состоянии in situ, образуют устойчивые, самоподдерживающиеся, эволюционирующие (самоулучшающиеся!) системы.
(дальше я уже начала не говорить а восклицать)
Последствия снижения БР
Современный темп вымирания видов превосходит нормальный на несколько порядков (!), он превышает в сотни раз даже известные науке пермский и меловой биосферные кризисы!
А как уже сказано выше, устойчивость экосистемы к разрушениям, ее способность восстанавливаться прямо зависит от числа экологических связей, а значит, от числа видов в ней.
Если число видов в экосистеме уменьшится до некоторой критической величины (определить ее современными методами невозможно), наступает коллапс (!!!) – срыв механизмов ее саморегуляции, в результате чего быстро уменьшается число оставшихся видов, механизмы регуляции биосферной экосистемы начинают работать уже в обратную сторону, в сторону деградации, в сторону отклонения от равновесия, на самоуничтожение!
Но сама экосистема не умирает, ни в коем случае, наступит новая, так сказать, посткайнозойская эра, новый цикл развития и усложнения структуры на основе сохранившихся малоспециализированных групп живых существ. И вот уже через буквально несколько десятков миллионов лет биосфера снова будет красивой, разнообразной, чистой и величественной, устранив свою важную ошибку – человека. [именно это, во многом, вдохновило меня написать стихотворение «Мягкое зеленое сукно», это мое любимое стихотворение из собственных потуг к творчеству, оно в самом начале моего дайра выставлено: http://www.diary.ru/~Abrik/?comments&postid=8200981]
По-видимому, глубоко прав Эрлих, считающий, что «ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕДУКЦИИ БИОРАЗНООБРАЗИЯ БУДУТ СРАВНИМЫ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ»Полагают, число видов, уничтожение которых приведет к данным необратимым последствиям, не превышает 50 %.
И хоть ощутимые изменения в жизни человека наступят еще сравнительно не скоро, нельзя думать, что времени для принятия серьезных действий достаточно, чтобы не думать пока об этом.
Существует мнение, что в скрытом виде необратимые силами человека процессы при его нынешнем бездействии начнутся уже через 10-20 лет! После чего человек, даже, возможно, не заметив сложности ситуации, уже не будет способен ни к чему, кроме как лишь отсрочить настоящий апокалипсис, избежать которого будет нельзя.
- Итак, разнообразие форм жизни на Земле – условие существования самой жизни, его степень определяет устойчивость биосферы и возможность жизни в ней человека, - плавно перехожу к заключения я
- Биоразнообразие невозможно пополнить или восстановить, его можно только максимально сохранить, трагические последствия его снижения начнут разворачиваться только тогда, когда уже нельзя будет ничего предпринять. Только если уже теперь, когда множество видов организмов самых различных таксонов, в том числе и почти не привлекающих внимание озабоченных любителей, но наиболее экологически значимых простейших, червей, паукообразных, насекомых, моллюсков которые еще живут рядом с нами, но находятся под угрозой, мы сумеем спасти, активизировав природоохранную работу, у человечества будет шанс достойно преодолеть экологический кризис, И ВЫЙТИ НА ПУТЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ! Спасибо.
Под оглушительные аплодисменты я покидаю трибуну )))))
[Печатается по дневнику за май две тысячи второго года с изменениями]