читать дальшеНа эту тему меня вдохновил недавний выпуск «Школы злословия», в гостях у которой был широко известный в Интернете и даже за его пределами создатель самой знаменитой электронной библиотеки Максим Мошков.
Всю вторую половину программы обсуждалась версия Мошкова о том, что лет через пятнадцать книги будут исключительно, целиком и полностью предметом антикварного коллекционирования и только.
Ведущие были в корне не согласны с гостем. Кстати, больше всего возмущалась именно Авдотья Смирнова.
Главный аргумент Смирновой состоял в примерах с былыми техническими новинками в культуре. Ведущая вспомнила, как при зарождении фотографии прочили полный и безоговорочный конец кисти и краскам, появление кинематографа рассматривали как колокол по театрам, а внедрение телевидения считалось убийством кинотеатров, даже была версия, что инструментальная музыка будет полностью вытеснена синтетической. Но вот, дескать, все живет и здравствует, картины до сих пор продаются за миллионы и миллионы долларов, балет в Большом и ныне считается чем-то недосягаемым для простых смертных, а кинотеатры не только вывелись, наоборот, открываются новые, огромные, многозальные, модные и популярные, а уж про музыкальные инструменты я вообще молчу. Так вот и бумажные книги, делает вывод Дуня, также не погибнут, останется просторная и почетная ниша.
Я, полностью согласная с Мошковым, сначала даже растерялась от этого выпада, а вот Мошков, видимо привыкший защищать это свое мнение, нашелся сразу же, и дал другие примеры. Где сейчас находятся грампластинки, после того, как сначала появилась пленка, а потом и лазер? У вас дома стоит патефон? Нет, музыка осталась, но старые носители, менее удобные, менее емкие, менее качественные, они просто не могли жить в конкуренции с современными. Прошло около десяти лет, а пленки тоже практически не существует, кассетные музыкальные центры, на которые буквально годы назад копили месяцами, сейчас отправляются на помойку. Доживают последние годы и пленочные видеокассеты, которые редко где еще можно купить.
И этот пример более адекватен, чем замена изобразительного искусства на фотоискусство. Ведь последние два вида – это две разных области, фотография не содержит все те функции, которые лежат на изобразительном искусстве, уже хотя бы потому, что фотография сама по себе изображает только то, что есть. Книга же бумажная и электронная – это абсолютно одно и то же, это книга, просто на разных носителях, как винил и микродырки.
Пока не было портативных способов чтения электронных текстов, речи о массовом использовании электронных библиотек, конечно, не было, потому что чтение вертикального монитора за столом, и чтение на коленках или в постели – это совсем разные виды удовольствия. Электронные же книги по их использованию практически идентичны.
Исключение состоит лишь:
В способе перелистывания – как листать книгу вы все знаете, так вот скажите, перелистнуть страницу, это легче, чем надавить пальцем на то место, где этот палец лежит? (во время чтения палец всегда лежит на той кнопке, которой листаете вверх-вниз) Проблема только в том, что у КПК страница реально меньше, чем у бумажной книги. Если по ширине она как область текста дамской книжечки, то есть строчки почти одинаковы, то в высоту она в три раза меньше последней, а значит число строк на страницу в три раза меньше, кроме того одновременно вы раскрываете не две страницы, а одну. Таким образом перелистывать КПК приходится в шесть раз чаще, чем бумажную книгу. И тем не менее даже это удобнее, ей Богу, я настолько привыкла к этому, что я успею шесть раз перелистнуть КПК пока вы один раз перевернете и разгладите разворот страницы (а если уж говорить о площади рамки текста в планшетах и специальных электронных книгах, коим прочит будущее Мошков на пару с Гейтсом, то они вообще не уступают книгам). Кроме того, страницы в КПК никогда не сомкнутся, не задерутся, и поэтому КПК можно держать одной рукой (для меня это предельно важно, когда я читаю в транспорте (напомню, я почти только там и читаю), я спокойно держу в одной руке сумки, в другой – книжку, если я читаю бумагу, то либо приходится надевать сумки на запястье, чтобы освободить вторую ладонь, либо обхватывать ладонью книгу вокруг переплета, большим пальцем и мизинцем препятствуя ее смыканию… впрочем, я даже лежа в постели держу КПК в одной руке, другая у меня занята попеременно чашкой и печеньем). Кроме того я не пользуюсь закладками в КПК, ведь если я закрываю файл, или вообще выключаю КПК, то вернувшись я и через неделю и через год окажусь именно на том месте, на котором закончила. Более того, если у меня открыто несколько книг, хоть сотню, каждую из которых я читаю в разных местах, то все они у меня автоматически открываются именно на том месте, на котором закрылись. Доходит до смешного – я натыкаюсь на название файла, и я не помню, читала я его или нет – тогда я открываю файл, и если он открывается с последней страницы – значит я его читала. Закладки сбиваются только лишь при хард-перезагрузке, которую я провожу раз в пол года.
С другой стороны, если, например, у вас учебник, или другого рода книга, в которой надо возвращаться к самым разным местам, или просто, когда читаете середину, вдруг забыли что-то, и хотите вернуться к предыдущей главе, или к началу, то листать книгу как-то легче. Лично я вообще могу взять любую книгу из пятисот страниц, задать себе цель раскрыть ее на… скажем, 350-й странице, и ошибиться страниц на десять-двадцать, а потом еще два раза листнуть и оказаться на нужной странице. Навигация в КПК тоже удачна – там есть полоса, как полоса прокрутки, и вы можете ткнуть стилусом в нужную область, и тоже оказаться достаточно близко к желаемому. Однако вытаскивать стилус – это уже какое-то телодвижение, а тыкать пальцем в эту полосочку мягко говоря, грубый подход, ошибетесь страниц на десять – а дальше уж не уточнить, будете листать… а десять страниц, напомню – это тридцать кликов. С другой стороны в навигации КПК есть и преимущества, те же закладки, которые не будут мешаться и выпадать из книги, причем в неограниченном количестве, и не надо искать билетики, отрывать кусочки бумаги и проч. А уж функция поиска в рекламе не нуждается. Достаточно вспомнить, как я, имея у себя дома два варианта бумажной библии долго мучалась в поисках цифрового, потому что найти нужную цитату в бумажной Библии – труд воистину библейского масштаба.
А если, например, вы читаете английский бумажный текст, и натыкаетесь на непонятное аглицкое слово, что делаете? Либо лезете за таким же бумажным словарем (опять же, в транспорте подобное просто невозможно, не будете же вы сидеть (СТОЯТЬ) с двумя книгами и попеременно лезть то в одну то в другую), либо откроете программу на настольном компе, и будете набирать там нужные слова. Здесь же все автоматически. Нужное слово вы просто обводите пальчиком, и нажимаете «перевести», при этом в вашем распоряжении сразу шеститомник (словарь объемом в пять тысяч страниц), а не какой-нибудь карманный букварик на восемь тысяч слов.
Есть еще один минус у электронных КПК – они могут разрядиться. Конечно, если вы пунктуальны, у вас никаких проблем не будет – просто поставил перед сном в кредл, и ни о чем не думай, но я иногда забываю…. Впрочем остатков заряда мне как правило хватает, и очень редко я оказываюсь вообще без КПК вне дома. Кроме того при поездке на дачу приходится брать кредл. С другой стороны книга ведь… она же может просто закончиться, а мой запас в КПК не закончится и через три года.
Тут мы подходим целиком к возможностям именно электронного чтения.
Ну самое простейшее – регулировки, вы устанавливаете нужный вам шрифт и размер шрифта, какой вам удобнее по зрению. Устанавливаете раз и навсегда, и все книги читаются в этом формате, далее вы можете выбирать цвета букв, фона, прокруток, выделения и проч. Это не такая уж и важная функция, но лично я в восторге от чтения белого на черном фоне, и никогда не пользуюсь другими цветами. Это воспринимается очень приятно, и какая-то экономия заряда. Впрочем, даже абсолютно черный экран излучает свет. В постели я читаю без ночника. Говорят, это очень удобно, когда читаешь детям на ночь, ибо освещается только лицо чтеца, сама комната остается во тьме.
Ну а самое главное, разумеется, это объем. Малюсенькая дощечка, которая весит в пять раз меньше, чем средняя книга, вмещает в себя сколько угодно книг. Я использую под книги только десять процентов памяти своего КПК, основное идет на музыку, но и эти проценты измеряются центнерами книг, которые я не прочитаю и за несколько лет. И все эти центнеры находятся либо у меня в кармане, либо в дамской сумочке, и все они доступны мне круглосуточно.
Наконец, каждая бумажная книга – удовольствие платное и далеко не копеечное, за эти два года я сэкономила на книгах… пожалуй, сотни долларов. Как вы думаете, это достаточно веский аргумент? При этом не надо ходить по книжным магазинам и искать нужное, часто уже не переиздаваемое.
Примерно о том же вкратце говорил и Мошков. На это Смирнова возразила, что все преимущества цифрового сводятся только к удобству, но ведь не все же делается только в сторону удобства. И начали перебирать прелести бумаги – и как она шуршит, и типографский запах, и закладочки-фантики, и хруст переплета, и гладкую кожу или шероховатый орнамент и прочие прелести, возводя перелистывание страниц в ритуалы соединения с космосом.
Нет, я все понимаю, и во многом даже согласна, и до сих пор я еще иной раз соскучусь, открываю бумажную обложку, даже когда есть возможность закачать этот текст из Интернета, и листаю, и шуршу переплетом и тому подобное, и часто я захожу в книжный магазин, заваливаюсь новенькими книгами в красочных твердых обложках и дохожу до экстаза, но и в бересте, действительно, есть свои прелести, а подумайте, как приятно держать в руке гладкую деревянную ручку пергаментного свитка. А ведь это сравнение вполне адекватно, действительно по функциональности электронная книга превосходит бумажную примерно во столько же раз, во сколько бумажная превосходит свитки. Так что да, пусть отказываясь от бумаги, мы лишаемся многих дорогих сердцу атрибутов, разница в удобстве настолько огромна, что никуда мы не денемся, и лет за пятнадцать действительно почти все перейдут целиком и полностью на электронные книги. Вот увидите. Более того, и электронные книги обрастут той же вуалью родного и дорогого, и люди уже не смогут представлять себе жизни без этих кнопочек, без металлической плоти в ладони, а шуршание… отвыкаешь от старого гораздо быстрее, чем это кажется поначалу.
Пока что темпы перехода на карманные книги не столь быстры, еще не налажена полнообъемная работа по оцифровке произведений. Думаю, даже среди художественной литературы не оцифровано и сотой доли процента, и до сих пор сочиняется и издается нового гораздо больше, чем выкладывается в свободный доступ старого, но не за горами то время, когда целые издательства перестанут работать на бумагу, когда бумажное произведение будет сложнее найти, чем цифровое, когда КПК, планшеты и прочие портативные цифровые носители будут столь же массовы как мобильники. Ведь вы вспомните, буквально десять лет назад мобильник был у каждого сотого россиянина, пять лет назад – у каждого десятого, сейчас – у каждого десятого россиянина сотового телефона нет. Так что я вполне готова себе представить, как через десять-пятнадцать лет древние старушки в платочках будут сгонять с сидячих мест в метро детей, читающих по КПК комиксы, садиться сами, и читать по КПК стенограмму вчерашнего выступления Ампилова. И я готова вообразить, как сначала в экспериментальных школах, вопреки протестам родителей, общественных организаций, педиатрических ассоциаций, политических фракций, а потом и в обычных школах с либеральными директорами и преподавателями дети будут учиться складывать буквы по электронному Букварю.
Не все, разумеется, будут идти в ногу со временем, кто-то до конца останется верен шуршанию бумаги, но эти единицы не будут влиять на культуру и постепенно исчезнуть путем естественных процессов обновления населения, и книги все же станут антиквариатом. Очень милой традицией, аксессуаром, предметом интерьера. Украшением, весящим тонны, и собираемым по крупицам десятками лет.
...
В шестидесятых годах моя бабушка работала в коллективе с одним шутником. Местным сатириком. Он с совершенно серьезным выражением лица говорил, что появился замечательный товар – рельефные разноцветные картонки, выполненные под форзацы книг. Представьте себе экономию: собрание сочинений Льва Николаевича Толстого по двадцать копеек, Владимира Ильича Ленина – 50 копеек! Ставите эти картонки в книжные шкафы, а под ними можно хранить посуду, варенье, соленья, и хозяйственные принадлежности. Он очень выразительно это рассказывал, девушки в бухгалтерии чуть по полу не катались... Мда, настают времена, когда это становится не смешно…