Мир, как известно, считает, что по Российским городам бегают медведи в обнимку с алкоголиками. Россия же любит обсуждать свою столицу, как нечто инопланетное.
И далее...
И уж что только ни услышишь от дорогих соотечественников о своем городе и о себе самой. Ну, например, что глаза у нас стеклянные, как у свиной головы на рыночном прилавке, что интересы к окружающему прекрасному нам неведомы, зато мы умеем сканировать дамские сумочки на предмет марки и стоимости не хуже чем кассирша по штрих-коду
А еще мы наглые, у нас мания величия, мы злые, грубые, эгоистичные, суетливые, мы не способны созерцать, а можем только кишеть в бесконечных подземных лабиринтах как опарыши в выгребной яме.
Откуда мы такие набрались - тоже известно, во-первых, едут в Москву только те, кто может лишь рвать и хватать, люди внешне крепкие, выносливые, а на деле слабые духом, во-вторых сама Москва развращает, убивает душу, затягивает в свой водоворот и навсегда превращает Человека в москвича.
И смотрю я иногда на себя, и смотрю на окружающих, на друзей и товарищей, на коренных москвичей и новоиспеченных, и пытаюсь найти в нас все то, что видят свободные от московского зловония люди.
Уважаемая Лав предупреждала окружающих, насколько сложно в Москве что-то узнать от прохожих, что если спросить у них о местонахождении чего-либо, ничего кроме хамства от них не услышишь. Дорогая Лав, без сомнения честна, и ее мнение основывается на личном опыте. Но право же мой опыт общения с москвичами несравненно больше. Я много лет путешествую по бесчисленным закоулкам Москвы, я пару лет пробыла на работе, в рамках которой приходилось часто искать в разных концах огромного города спрятанные зоомагазины и ветклиники. Я миллион раз спрашивала у прохожих о местонахождении того или иного объекта, и ни разу, НИ РАЗУ за это время не нарвалась на грубость или пренебрежение. Конечно, помогают не всегда, но именно потому, что не знают. Да я сама, несмотря на весь интерес к родному городу далеко не всегда могла помочь обратившимся.
Однако если прохожий не знает, как пройти туда-то, он как правило извиняется или хотя бы чем-то демонстрирует свою растерянность, иные даже оправдываются, дескать сами не местные (имеется ввиду не из этого района). Есть оговорка - москвичи, за исключением пожилых, редко излагают длинный маршрут целиком. Но это не потому, что они боятся унизить себя лишней бесплатной фразой, слишком большой помощью, а просто потому что это удобно. Вот от питерцев, особенно, опять же, пожилых, приходилось слышать долгий подробный монолог о том, как именно надо дойти до цели. Я благодарно кивала на протяжении рассказа, а про себя отмечала: вот ведь какие участливые эти не-москвичи, не то что мы, животные эгоистичные. Но каждый раз после окончания монолога у меня смешивалось все его содержание, и я искала следующего прохожего, убедившись что предыдуший меня уже не видит. В Москве же вам дают первые два три поворота, которые вы с легкостью запоминаете, а далее спрашиваете еще раз, и так до пункта назначения - и это правильно.
Но так же как и в Москве среди Питерцев много людей, которые не знают где находятся даже самые известные их достопримечательности. (и непостижимо, например, мне, запомнившей свои две сотни станций метро, как можно не разбираться в четырех маленьких веточках скудного питерского метрополитена?)
Интересна постановка вопроса: "Зачем они живут в Москве", и различные варианты ответа навроде "Москва жестока, и им это нравится", "в Москве можно оставаться слабым" и т п, но ни у кого не возникало мысли, что в Москву можно просто влюбиться - влюбиться и в ее архитектуру, и в любимые местечки, скверики, дворики, бульвары или даже большие магистрали. Москва, может быть, не такая красивая и мрачно-величественная, как Питер, но даже Москва, представьте себе, может быть пронзительно родная! И можно уехать из Москвы на неделю, и уже скучать по ней! Не по ее жестокости или суете, а по ней самой! И что москвичи - это целая вселенная, что они такие же полярные, как и земляне в целом, и что среди них так много живых и интересных и непостижимых. И что есть среди москвичей люди, для которых сумочка с известной маркой и многозначной цифрой на ценнике - это не центр Вселенной, и более того, те со счетчиком в глазах - это все же исключение с собственным именем: "гламурные" и с крайне отрицательным значением слова в этом контексте. Да, у меня есть целых две знакомые москвички, которые хорошо разбираются в деталях одежды, обожают говорить о своих новых шмотках, кичатся ими, и марок одежды они знают больше, чем писателей, художников и композиторов вместе взятых - но они скучны и популярны лишь в своем узком круге общения. Таковые, кстати, есть и в Петербурге, я видела!
Не приходит в голову обсуждающим, насколько непостижимы и пути приезжающих в Москву. Когда моя бабушка, деревенская девчушка с косами из села Измаилово Рязанской области в шестнадцать лет появилась здесь впервые, она одна, без друзей и родственников исходила весь город, она упивалась им, и ей было плевать, что вечером она будет спать на сундуке в комнате вместе с "углодателем", и было время, когда она вообще не могла себе найти место жительства, и она спала в вагонах метро, катаясь по кольцевой, а потом все ходила, ходила и не могла перевести дыхание, и не могла не удивляться, не поражаться каждой незамечаемой привычному глазу детали, и все мечтала, что когда-то это будет и ее город, ее родной город.
А потом она поступила в столичный ВУЗ, жила в диких условиях, в подмосковье, в Москву каждый день ездила сначала на работу, с работы в институт, и стала единственным человеком из села Измаилово с высшим образованием (в самом то селе не было ни одного жителя даже со средним образованием, четыре класса - предел. Моя прабабушка знала буквы: "Мы" и "Фы", ибо была она Мария Федорова), и так же как она, ехали в Москву учиться и дышать ею миллионы людей - но это ли интересно жителям патриархальных местечек России с их одухотворенным взором...
Да, в Москву приезжают разные люди, в том числе и авантюристы, не чистые на руку, люди, ищущие легкого заработка, и, действительно, люди, которым легче быть жестокими в огромном городе. Известна благодаря Резо и статистика, что среди правонарушений аж 48 % приходится на совесть именно гостей столицы, и это, конечно, наша беда, но можно ли нас мерить по вот этим уродствам мегаполиса?
У меня много знакомых, которые родились и выросли далеко от Москвы. Больше всего меня в них поражает именно то, что они не скучают по родным местам. Это мне категорически непонятно. У всех них я подробно спрашивала, как же это возможно, годами не видеть родного дома, родных улочек, деревьев, под которыми играл в салки, деревьев, с которыми вырос, лесочков, куда удирали веселиться, школьного двора, с его неповторимой атмосферой, родственников и друзей, которых покинул, дворовых собак, скрипа калитки, вон тех бревен, на которых устраивали ночные посиделки и всего того непередаваемого, что составляет душу. А они мне отвечали: "Ну был я этим летом там неделю, к родителям приезжал - скукотища смертная, делать там совершенно нечего, абсолютно ничего интересного, на чем взгляд задержать, да и изменилось все, не родное уже, другое, с друзьями старыми уж и говорить не о чем. Неделю терпел как пытку, все ждал, когда в Москву поеду, теперь до следующего лета свободен!" - и так это для меня оглушительно всегда звучало, что я снова и снова твердо убеждалась - мне несказанно повезло! В трехтысячный раз спускаясь на Комсомольскую, в четырехсотый раз проходя по Арбатам, спеша по своим делам, я иногда останавливаюсь и озираюсь вокруг как деревенская девочка с косичками, и поражаюсь, и восхищаюсь, и спирает дыхание: как это несказанно красиво! И я улыбаюсь как дура, и мне не стыдно перед прохожими: я счастливейший человек, что родилась, выросла, стала человеком и умру именно в моей грязной, зловонной, кишащей свиными головами Москве!!!