Вы когда-нибудь пытались "наставить на путь истинный" упрямого ребенка пяти лет? Ни разу? Ну так вы много в жизни потеряли, скажу я вам. У меня был опыт пару раз. Происходит все по классической схеме.
Маленькая модельИтак вы анализируете какой-то серьезный недостаток у ребенка, скажем, как в моем случае, ребенок патологический врун, всегда лжет, держится в своей выдумке до самого конца. Докажите ему, что он врет!
Итак вы задаете вопросы - где он был, когда, скажем, разбилась ваза. Он говорит, что вообще в этой комнате его сегодня не было, он играл у себя и вазу в глаза не видел, а когда эту вазу ему показали, сии глаза округлились до такой степени, которую только способна выдержать гибкая детская анатомия. Далее вы планомерно отметаете всякие возможности того, что это сделал другой. Мама работала, папа еще не проснулся к тому времени, как это случилось, я была в ванной, а до того ваза была цела. Кошек на квартире нет, тараканы у нас дистрофического виду и такой погром не смогут учинить при всем желании и необычайной слаженности действий. Сквозняков не обнаруживалось, броуновское движение вело себя вплоне достойно, агрессивности не проявляло, сама ваза до сего момента эксапрессией характера не отличалась, послушно стояла на месте много лет и даже не шелохнулась до того момента, как решила компромитировать бедного ребенка.
все время рассказа сопровождалось моими риторическими вопросами типа "или все-таки мама украдкой зашла обратно в дом и грознула вазу?", "А может быть у вазы ножки отросли?" Все подобные вопросы сопровождаются гробовым молчанием, а на блее настойчивый вопрос "так кто же все-таки это сделал" можно услышать исключительно "не знаю". Таким образом диалог состоит исключительно из моих рассуждений на тему жизни и смерти в этом непостоянном мире и реплик "не знаю" со стороны оппонента.
Далее я вещаю, как космические коробли могут бороздить просторы попы ребенка, если тот будет дальше упираться, ибо за саму вазу никто его называть все равно не будет, а вот за упирание рогами могут и всыпать по первое.
Итак много о чем я вещаю непрерываемая абсолютно никакими возражениями и лишь испепеляемая хмурым взглядом исподлобья, который при встрече с моим более сильным взглядом вынужден спускаться вниз и тщиться зажечь мне тапочки. Кроме постоянных "не знаю", можно услышать и более экспрессивные "ну откуда я знаю", или "я же сказал, не знаю я", но вербальной экспрессией дело не ограничивается. Ребенок усиленно ковыряет в ножке стола, водит ногой под стулом, отваорачивается, переворачивается, закатывает глаза и складывает губки в тугую трубочку.
Итак пять минут я потрачу на КПД тараканов, еще пять на обрисовку перспектив для детской попы, потом еще чуть чуть обсудим КПД тараканов, задам еще пару десятков риторических вопросов оставающихся большей частью без ответа даже если повторить вопрос несколько раз, потом еще совсем чуточку рассмотрим проблемы двигательных способностей тараканов. Кажется, что всяческие возражения просто ну никак не могут возникнуть, все, песня допета до конца, сказать больше нечего, шах и мат, точка поставлена. И я произношу финальную речь:
- Так вот давай ты тепрь мне просто скажешь правду без всяких уверток и никто тебя ругать не будет, просто скажи, это ты разбил вазу?
- Ну тебя, надоела, плохая!
Очень люблю таких детей, надо сказать после серии неудачных опытов с ними всегда можно найти общий язык и потом за твои мучения тебе всегда воздастся, ребенок вырастет, проблемы и ругань забудутся, и он будет искренне тебе благодарен, как это уже случалось. Гораздо сложнее со взрослыми.
Подумать только, насколько похожий сценарий часто можно наблюдать в разговоре со взрослыми!!!!!!!!!!!!
