Мода на книги мне неприятна до скрежета зубовного. С модой в одежде, архитектуре, аксессуарах я еще как-то смирилась, но читать какую-то вещь, потому что она модная – это, простите, терминальная стадия.
читать дальшеКак на моду вещевую, так и на книжную моду падки прежде всего женщины. Меня уже перестало удивлять, как на обложке книги в качестве рекламы пишется о том, что она написана в таком-то модном жанре, или просто – книга модной писательницы. Девушка видит слово «модный», берет книгу, читает… и говорит, что ей понравилось! Забавно, среди преимуществ книги девушка скорее всего назовет, что читается она легко. Ну-ну… обратное было бы удивительно. Типичнейшим примером легкого ультрамодного чтива является Оксана Робски. Будучи сама модным писателем, она пишет в модном ныне жанре «Рублевка Live». Для тех, кто слабо знаком с московским фольклором, поясню, что жилые массивы по Рублевскому шоссе Москвы считаются самым дорогим элитным жильем, в десятки раз более дорогим, чем то же самое в менее престижном районе. И живет там одна элита – крутые толстопузые бизнесмены, их расфуфыренные дамы и мажорные детки. Обособился этот район сравнительно недавно, но за это время успел стать легендарным, и вот даже о нем книги пишутся, модные. Книги про их жизнь, про их быт, про их любовь, где центром выступает искрометная роскошь, и на каждой странице можно прочитать текст на латинице – это название марок сумочек, украшений, косметики и проч. Уж не знаю, какими путями до сих злачных мест дошла красивая молодая Оксаночка, но дойдя не разленилась, не разжирела на рублевских харчах, не затерялась в элитных салонах красоты и не растворилась в бутиках, а сама стала неплохо подрабатывать. С завидной скоростью штампуя свои модные книги, она стала законодательницей указанного жанра. Ее читают в метро, на улицах, она продается в любом развале, она «пишет» красочную мелованную кулинарную книгу (это едят на Рублевке), совместно с Ксенией Собчак выпустили недавно книгу «Замуж за миллионера». На обложке все те же две дамы в свадебно-кружевно-садомазохистском наряде с оголенными до попы ногами, с пистолетом в чулках, с автоматом в руках, наручниками, и прочей атрибутикой.
Напомню, что средняя печатная страница обычного формата содержит около двух тысяч знаков. Сам формат книг Робски маленький – книжица, рассчитанная на косметичку, при нормальных полях и шрифте там уместится меньше полутора тысяч знаков. На деле же умещается знаков семьсот. Ибо поля несоразмерны, строки разрежены, шрифт детский, и весь текст – суть диалоги из односложных реплик. Книга разбита на главы по три-четыре страницы (то есть по одной странице нормального формата), причем каждая глава заканчивается целой страницей, а под название следующей главы выделена еще одна страница, на коей кроме самого названия глаз читательницы радует рисунок руки восьмилетнего символиста-карикатурщика, таким образом каждая глава содержит в среднем по полторы страницы нетронутой текстом бумаги. Плюс еще рисунки внутри главы. Таким образом, текст типичного трехсотстраничного тома Оксаны Робски вполне мог бы поместиться в среднем рекламном буклете.
Я бы поведала вам о содержании этих книг, но прочитать не смогла. Разве что полистала практическое руководство о том, как найти, изловить, и женить на себе российского олигарха. Ксюша с Ксюшей сразу предупреждают, что дело это неблагодарное, что олигархов очень мало, «золотая сотня» - она ведь и есть – сотня, но раз уж тебе хочется, дорогая охотница, мы из чистого альтруизма (в книге так и написано), поможем тебе советом, распространенном на сто пятьдесят тысяч экземпляров одного только тиража. На протяжении книги дамы старательно учат охотницу уму-разуму, и действительно ограждают ее от ряда фатальных ошибок. Например, прочитав эту книгу, я узнала, что настоящую любовь среди олигархов лучше не искать, они нужны ради денег. А еще меня предупредили, причем крупным шрифтом предупредили, отдельным текстом, и даже с карикатурной иллюстрацией под надписью, что тридцатая сумочка от [очередная марка на латинице] радует гораздо меньше, чем первая. Вот. Буду знать
Известили меня также о том, что лучше всего самое дорогое носить на себе, ибо в дикой русской олигархии действуют законы мусульманские – развестись с тобой могут, три раза произнеся слово «развод», и покатишься ты с тем, что на тебе надето, бегом покатишься по всему городу, от банкомата к банкомату, лихорадочно опорожняя их, пока муженек не заморозил все твои карточки. Не то заграничные толстопузы, с которыми главное – хорошо оформить брачный контракт.
Густо со страниц сыпятся ужасы баталий, вперемешку с брызгами ювелирных марок.
Итак, буквально за каких-то пару лет, рублевская сверкающая бриллиантами Оксана превратилась в королеву жанра. И конечно же, разумеется, на ней, как на старом ките, расцвели заросли паразитов. Пихаясь и обгоняя друг друга, кучи красивых молодых дам стали извергать книжицы точно такого же формата, такой же цветовой политры (безвкусное красное и черное на белом асимметрично-хаотичными прямоугольниками и полосками), такого же набора шрифтов под названия. Сами названия – ну это просто пипец, как на подбор. Специально переписала характерные: «БРАЧНЫЙ КОNТРАКТ ИЛИ WHO ИЗ ХУ…», «Топ 10 или мужчина моей мечты», «Про людей и про звеZдей», «ХОД КОРБЮЗЬЕ ИЛИ ШЕРШЕ БLЯ FEMME», «FLUTTER Круто, блин», есть и другие, не менее смачные названия, но не могу привести их точное написание.
Пародируют даже имя автора. Кроме Робски на этом рынке есть еще две Оксаны. Но если у одной какая-то нерпезентабельная фамилия, и можно поверить, что сие есть просто совпадение, то фамилия второй: НеРобкая (именно так, с прописной буквой «Р»)

читать дальшеКак на моду вещевую, так и на книжную моду падки прежде всего женщины. Меня уже перестало удивлять, как на обложке книги в качестве рекламы пишется о том, что она написана в таком-то модном жанре, или просто – книга модной писательницы. Девушка видит слово «модный», берет книгу, читает… и говорит, что ей понравилось! Забавно, среди преимуществ книги девушка скорее всего назовет, что читается она легко. Ну-ну… обратное было бы удивительно. Типичнейшим примером легкого ультрамодного чтива является Оксана Робски. Будучи сама модным писателем, она пишет в модном ныне жанре «Рублевка Live». Для тех, кто слабо знаком с московским фольклором, поясню, что жилые массивы по Рублевскому шоссе Москвы считаются самым дорогим элитным жильем, в десятки раз более дорогим, чем то же самое в менее престижном районе. И живет там одна элита – крутые толстопузые бизнесмены, их расфуфыренные дамы и мажорные детки. Обособился этот район сравнительно недавно, но за это время успел стать легендарным, и вот даже о нем книги пишутся, модные. Книги про их жизнь, про их быт, про их любовь, где центром выступает искрометная роскошь, и на каждой странице можно прочитать текст на латинице – это название марок сумочек, украшений, косметики и проч. Уж не знаю, какими путями до сих злачных мест дошла красивая молодая Оксаночка, но дойдя не разленилась, не разжирела на рублевских харчах, не затерялась в элитных салонах красоты и не растворилась в бутиках, а сама стала неплохо подрабатывать. С завидной скоростью штампуя свои модные книги, она стала законодательницей указанного жанра. Ее читают в метро, на улицах, она продается в любом развале, она «пишет» красочную мелованную кулинарную книгу (это едят на Рублевке), совместно с Ксенией Собчак выпустили недавно книгу «Замуж за миллионера». На обложке все те же две дамы в свадебно-кружевно-садомазохистском наряде с оголенными до попы ногами, с пистолетом в чулках, с автоматом в руках, наручниками, и прочей атрибутикой.
Напомню, что средняя печатная страница обычного формата содержит около двух тысяч знаков. Сам формат книг Робски маленький – книжица, рассчитанная на косметичку, при нормальных полях и шрифте там уместится меньше полутора тысяч знаков. На деле же умещается знаков семьсот. Ибо поля несоразмерны, строки разрежены, шрифт детский, и весь текст – суть диалоги из односложных реплик. Книга разбита на главы по три-четыре страницы (то есть по одной странице нормального формата), причем каждая глава заканчивается целой страницей, а под название следующей главы выделена еще одна страница, на коей кроме самого названия глаз читательницы радует рисунок руки восьмилетнего символиста-карикатурщика, таким образом каждая глава содержит в среднем по полторы страницы нетронутой текстом бумаги. Плюс еще рисунки внутри главы. Таким образом, текст типичного трехсотстраничного тома Оксаны Робски вполне мог бы поместиться в среднем рекламном буклете.
Я бы поведала вам о содержании этих книг, но прочитать не смогла. Разве что полистала практическое руководство о том, как найти, изловить, и женить на себе российского олигарха. Ксюша с Ксюшей сразу предупреждают, что дело это неблагодарное, что олигархов очень мало, «золотая сотня» - она ведь и есть – сотня, но раз уж тебе хочется, дорогая охотница, мы из чистого альтруизма (в книге так и написано), поможем тебе советом, распространенном на сто пятьдесят тысяч экземпляров одного только тиража. На протяжении книги дамы старательно учат охотницу уму-разуму, и действительно ограждают ее от ряда фатальных ошибок. Например, прочитав эту книгу, я узнала, что настоящую любовь среди олигархов лучше не искать, они нужны ради денег. А еще меня предупредили, причем крупным шрифтом предупредили, отдельным текстом, и даже с карикатурной иллюстрацией под надписью, что тридцатая сумочка от [очередная марка на латинице] радует гораздо меньше, чем первая. Вот. Буду знать
Известили меня также о том, что лучше всего самое дорогое носить на себе, ибо в дикой русской олигархии действуют законы мусульманские – развестись с тобой могут, три раза произнеся слово «развод», и покатишься ты с тем, что на тебе надето, бегом покатишься по всему городу, от банкомата к банкомату, лихорадочно опорожняя их, пока муженек не заморозил все твои карточки. Не то заграничные толстопузы, с которыми главное – хорошо оформить брачный контракт.
Густо со страниц сыпятся ужасы баталий, вперемешку с брызгами ювелирных марок.
Итак, буквально за каких-то пару лет, рублевская сверкающая бриллиантами Оксана превратилась в королеву жанра. И конечно же, разумеется, на ней, как на старом ките, расцвели заросли паразитов. Пихаясь и обгоняя друг друга, кучи красивых молодых дам стали извергать книжицы точно такого же формата, такой же цветовой политры (безвкусное красное и черное на белом асимметрично-хаотичными прямоугольниками и полосками), такого же набора шрифтов под названия. Сами названия – ну это просто пипец, как на подбор. Специально переписала характерные: «БРАЧНЫЙ КОNТРАКТ ИЛИ WHO ИЗ ХУ…», «Топ 10 или мужчина моей мечты», «Про людей и про звеZдей», «ХОД КОРБЮЗЬЕ ИЛИ ШЕРШЕ БLЯ FEMME», «FLUTTER Круто, блин», есть и другие, не менее смачные названия, но не могу привести их точное написание.
Пародируют даже имя автора. Кроме Робски на этом рынке есть еще две Оксаны. Но если у одной какая-то нерпезентабельная фамилия, и можно поверить, что сие есть просто совпадение, то фамилия второй: НеРобкая (именно так, с прописной буквой «Р»)

Книга не может быть просто вот модной и всё. Модная литература попросту актуальна для широких масс. Массам действительно это интересно. Среди модной литературы есть и хорошая. Пример: Мишель Уэльбек, которого дважды, дважды несправедливо «кинули» с Гонкуровской. Что ни говори, но я всячески буду отстаивать то, что он действительно очень хороший писатель. Хороший и модный.
И модная литература бывает разной.
Что касается гламура, то я могу привести в пример Брета Истона Эллиса – лучшего писателя из ныне живых. =) Он - родоначальник литературы, нашпигованной брендами.
Наташа Маркович (и отчество мужское, и фамилии нет.
Аналогичная история с Мураками. Как только пипл схавал
ХанурикаХаруки Мураками, тут же появился другой Мураками,ХрюРю. Да и с Коэльо: широко продавался автор "Анхель де Куатье", оформленный тем же шрифтом, на обложке которого была нарисована...книга с надписью "Пауло Коэльо"!Но. Это как в том анекдоте про Пушкина. Литературный жанр, это как слухи: распространяется - - теряет очертания - - искажается вовсе.
Приехал Пушкин со своей женой на бал, она случайно облилась вином и они уехали. На следующий день:
Первый второму: Ты себе не представляешь, Пушкин вчера со своей хариной приехал на бал, та нажралась, облилась вином, они сели в карету и уехали.
Второй третьему: Ты себе не представляешь, Пушкин вчера со своей хариной приехал на бал та нажралась, облилась вином, он её обматерил, они сели в карету и уехали.
Третий четвёртому: Ты себе не представляешь, Пушкин вчера со своей хариной приехал на бал, та вывалились из кареты в лужу, он её отъ****, сели в карету и уехали.
Сотый сто первому: Ты себе не представляешь, иду вчера по парку - Гоголь д**чит!
В нашем случае:
Эллис
- - - - -
Бегбедер, Крахт
- - - - - -
Минаев
- - - - - -
Робски.
Т.е. берём Эллиса и коверкаем его… Коверкаем, причём, умело! После этого, писатели-неудачники начинают воровать не у Эллиса, а Крахта и Бегбедера. У Бегбедера и Крахта всё слизывает под копирку Минаев, но получается у него паршиво уж слишком. А у Минаева ворует Робски (хотя может она и раньше начала писать?), однако глэм разбавляет донцовщиной. Однако, если Эллис – лучший писатель современности, то фанаткам Робски я уже давно советовал совершить акт самосожжения в протест строительства 5-го и 6-го энергоблоков Балаковской АЭС…
Ну, да речь не об этом. Я всё-таки не могу понять, почему популярная, продаваемая, модная литература не может быть хорошей? Робски сейчас популярна и продаваема. Эллис в своё время тоже был очень даже продаваем и этот автор до сих пор пользуется спросом. Однако их ведь нельзя сравнивать.
Делаю вывод: среди модной, популярной и продаваемой литературы есть хорошие книги.
Дополнительное предположение: объективно хорошая литература практически всегда популярна, хотя бы в определённых кругах.
iow Дополнительное предположение: объективно хорошая литература практически всегда популярна, хотя бы в определённых кругах.
В определенных кругах. Только круги эти в общей куче незначительны. Я не уверена, что так уж продавался Эллис (такими же тиражами, такимиже переизданиями), также переиздавался Ульбек и проч., хотя статистики у меня нет. В общем, может и продавался, но давно. Последние два года я ищзучаю (не читаю, а хотя бы смотрю) все бестселлеры. Дерьмом является почти все.
Однако топик, вообще-то, не о том. Хоть у него и название такое, и вступление я делаю о модных книгах вообще, речь в топике идет о конкретном направлении: «Рублевка Live». И именно о нем.
Я всё-таки не могу понять, почему популярная, продаваемая, модная литература не может быть хорошей?
Например, такой ответ. Основной массе народонаселения не может нравиться хорошая ДЛЯ МЕНЯ литература. Скажем более учтиво - у меня со средним русским читателем в корне разные литературные вкусы. Такой ответ устроит?
Скажу еще - если я как-нибудь прочитаю, ну того же Эллиса, если он мне действительно понравится, и если я буду располагать данными, что он продавался также или соизмеримо с продажами Робски - я несколько изменю свое мнение. Но пока я просто не читала модных хороших книг, кроме Булгакова, чья мода была искусственна.
Впрочвем. Даже если бы совпадали, я бы не изменила своего мнения относительно моды - как мотива покупки данной книги. Книгу можно купить, потому что она популярна, если ты знаешь, что твои вкусы совпадают с мнением попъюлюса, но покупать потому, что она модна вот здесь и сейчас, потому что сейчас принято читать это, а завтра уже принято читать то - все равно патология.
Это самый продаваемый автор в Европе за последнии несколько лет.
Например, такой ответ. Основной массе народонаселения не может нравиться хорошая ДЛЯ МЕНЯ литература. Скажем более учтиво - у меня со средним русским читателем в корне разные литературные вкусы. Такой ответ устроит?
Устроит, если вы назовёте своих любимых авторов, и они при этом будут являться не популярными, не продаваемыми и не модными. =)
Скажу еще - если я как-нибудь прочитаю, ну того же Эллиса, если он мне действительно понравится, и если я буду располагать данными, что он продавался также или соизмеримо с продажами Робски - я несколько изменю свое мнение.
У меня тоже нет данных. Поищу. Но. «Американский психопат» точно отказывались продавать самые крупные американские книжные магазины. Однако это книга является одной из самых читаемых и сейчас, через 16 лет после её выхода в свет.
я бы не изменила своего мнения относительно моды - как мотива покупки данной книги.
Мода – это не мотив, это следствие либо актуальности, либо разрекламированности, либо высокого качества.
Я вот люблю и признанную литературу или философию (Ницше, Шопенгауэр, Камю, Оруэлл, Хаксли, Бах), так и современную (Уэльбек, Эллис). Это только кажется, что того же Уэльбека не будут через 50-100 лет читать. На самом деле – это живая классика.
За примерами ходить далеко не надо. Взять Уильяма Берроуза, Энтони Бёрджесса или там Кена Кизи. Это ведь тоже была неоднозначная, но популярная и модная литература в своё время. А ведь их книги и по сей день являются самыми популярными в кругах читающей молодёжи.
PS – жанр «Рублёвки» ущербный и вторичный. Тут согласен.
Ну разве ж это модная книга? 16 лет - это не мода. Это признание. Еще более "немодные" а именно принанные авторы те, коих Вы перечисляете ниже.
Мода – это не мотив, это следствие либо актуальности, либо разрекламированности, либо высокого качества.
Мода и высокое качество - это малосвязанные вещи. Мода сама по себе, качество - само по себе. Мода меняется ежемесячно, качество - вечно (почти), актуальность и разрекламированность - это да, но не просто разрекламированность, а менталитет - если книгу рекламируют, если ее читают другие в моем круге, значит я тоже обязана ее прочитать... и хвалить.
Это только кажется, что того же Уэльбека не будут через 50-100 лет читать. На самом деле – это живая классика.
Ну неужто вы сами не видите, что мода тут непричем? Вы еще Мольера назовите ультрамодным чтивом.
Да, и ещё.
Ты совершенно верно сделала вывод, увидев один только псевдоним "Оксана НеРобкая", что сия Оксана есть третьесортное чтиво.
Ну а теперь представь мои чувства, когда я вижу на полке рядом стоящие книги "Кысь", "Кысь-2", "НеКысь".
cборник произведений, написанных ДО ПУБЛИКАЦИИ КЫСИ.
Тогда тем более дешёвка. Вытащить из загашника залежалый товар и вп[и]арить его под раскрученным брэндом. Всё равно что Гоголь не скупил бы и сжёг свой ранний неудачный опус "Ганс Кюхельгартен", а издал бы его и другие малоудачные вещи в сборнике "Не Ревизор".
Вот об этом и речь. Сейчас они признаны, а в своё время были именно модными.
Ну неужто вы сами не видите, что мода тут непричем? Вы еще Мольера назовите ультрамодным чтивом.
Уэльбек – это именно что ультрамодная литература. Этот человек хоть и старается никогда не давать интервью и не показываться на публике, но когда он приезжал в Россию, то не только вся пресса о нём писала, но его даже показывали по телевизору. Когда последний раз у нас по телевизору в новостях показывали современных писателей, пишущих в стиле художественной литературы? Очень высокие продажи и масса скандалов (суды с мусульманской общиной и выражения недовольства правозащитными женскими организациями) – это ведь признаки целенаправленного пиара, раскрутки и моды, верно? Верно. Будут ли его модную книгу «Элементарные частицы» читать через 100 лет? Будут. Просто сейчас в это тяжело поверить. В своё время «Улисс» Джойса была очень скандальной и явно попсовой книжкой. Эдаким издевательством над читателем и литературой. Тогда его называли порнографом и запрещали, кто бы мог подумать, что это будут читать через почти сотню лет. Сейчас эту книгу признают шедевром всех времён и народов. Пусть, я не люблю эту книгу, но она была и очень модной и очень скандальной, а сейчас признана. Во как. =)
PS – и всё же, что вы читаете?
это не залежалый товар, а очень хорошие вещи. Я читала. По нескольку раз каждую.
Если не залежалый - зачем было придерживать публикацию?
Я читал один из ранних рассказов Т.Толстой - "Река Оккервиль". Причём изначально был настроен доброжелательно, т.к. название мне понравилось. Но прочитав, понял: ботва.
А она и не придерживалась. Эти вещи выходили в журналах и в других сборниках.
Я читал один из ранних рассказов Т.Толстой - "Река Оккервиль".
помню, помню, в 89 году читал. Эк оно тебя ранило-то наверное. Помню даже, как ты отозвался - мелкотемье. Уж да...
А она и не придерживалась. Эти вещи выходили в журналах и в других сборниках.
Ну, значит, Толстая повторно втюхивает уже однажды втюханное, только под другим, более броским названием. Это всё равно что я напишу научную статью и буду её перепечатывать в разных журналах под разными названиями, наращивая тем самым число публикаций.
Про Булгакова говорить не буду, это и так всем понятно. У Пелевина мне тоже нравится кое-что. Ну, вернее одна книжка. Но. Это вообще самый модный русский писатель, хотя в то же время самый вменяемый (входил как-то в шестёрку самых перспективных писателей Европы). Про Кинга, которому платят построчно, даже не знаю что сказать. =) Книги он клепает с такой скоростью, что Робски с Донцовой просто нервно курят в углу. Про других не могу однозначно сказать, что это нечто ультрамодное. =)
Солженицына в списке не ожидал увидеть… Мне понравилось, как Кара-Мурза в своей «Манипуляции сознанием» про него писал: «Возьмите хоть Солженицына. Мало кто сумел столько сделать для уничтожения советского строя. Наконец, уничтожили, сделали все, как он просил – опять недоволен. Нет, вы убейте, но так, чтобы было красиво. Чтобы покойничек был розовеньким и улыбался». =) Но это так…лирическое отступление.
Сильно, конечно, у нас вкусы расходятся. Но в принципе Стругацкие, Пелевин, Булгаков, Кинг – это типичная литература, которая нравится молодёжи. Так что о том, что со «средним русским читателем» у вас «в корне разные литературные вкусы», говорить, вероятно, преждевременно. =)
Ну... знаешь ли... Льва Толстого тоже переиздают в сборниках самого состава и направления - ибо востребовано. А вот ты поди, да обратись к редактору - я хочу опубликовать уже напечатанное там-то по шестнадцатому разу. Пошлют тебя далеко и надолго, потому как не нужны никому твои статьи и по второму-то разу (да и по первому вряд ли высокий гонорар получил)
iow ну вот вы выудили из моего списка четыре имени, которые и далеко не на первых местах в моем топлисте, и тем более далеко не на первых местах в модном чтиве.
Я пвторяю, и это самое главное. Вы проводите тождество между признанными книгами и модными
ну вот вы выудили из моего списка четыре имени, которые и далеко не на первых местах в моем топлисте, и тем более далеко не на первых местах в модном чтиве.
Четыре автора из пятнадцати, это порядком 26,7% от общего числа перечисленных. Достаточно весомый процент. Не мог же по поводу всех пятнадцати высказаться, тем более, что читал только восьмерых. В принципе Коэльо с Мураками я и не ждал, но Пелевин-то же ещё более модный.
Вы проводите тождество между признанными книгами и модными
Это не правда. Я говорю про то, что модная литература имеет шанс стать признанной. Я привёл кучу примеров, как такое происходило.
Уточнённый пример: «Улисс» в 20-х годах XX века был модным, в начала XXI века он является признанным.
А вот ты поди, да обратись к редактору - я хочу опубликовать уже напечатанное там-то по шестнадцатому разу.
Смотря как обращаться.