... так кто ж ты наконец?
- Я часть той силы,
что вечно хочет зла
и вечно совершает благо.
- Он прочитал сочинение мастера, - заговорил Левий Матвей,
- и просит тебя, чтобы ты взял с собою маcтера и наградил
его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
- Мне ниего не трудно сделать, - ответил Воланд, -
и тебе это хорошо известно. - Он помолчал и добавил:
- А что же вы не берете его к себе, в свет?
- Он не заслужил света, он заслужил покой, -
печальным голосомпроговорил Левий.
Эх, не хотела даже браться за написание топика, посвященного этому величайшему творению в моей жизни, изменившему меня, тому, чему я искренне поклоняюсь.
читать дальшеСначала, когда я прочитала в первый раз, мне все показалось очень смешным, я дико хохотала, я считала что эта книга - комедия, я не очень понимала происходящее две тысячи лет назад, вчитывалась только в московские события, следила за Бегемотом и Коровьевым, все остальное мне казалось скучными отступлениями. Потом я потихоньку (после третьего прочтения книги пол года назад) начала осознавать, насколько глубоко и фатально ошибалась.
Нет, такое мог написать только откровенный псих, еще больший псих, чем Гоголь или Достоевский, великий псих...
Я считаю, что можно не прочитать Пушкина, можно не знать, кто такой Лермонтов, можно ни разу не слышать фразы "Война и мир", но МиМ прочитать должен каждый, кто считает себя человеком... Хотя сама же осознаю, что во мне здесь говорит не логика, а эмоции, что многие даже прочитав это прсто плюются...
Вообще очень мало людей, равнодушных к МиМ, заметила достаточно строгую закономерность - либо человек, прочитав все говорит - это великая книга, это гениально, это потрясающе, и возвращается к ней снова и снова, либо человек давясь, плюясь, через силу, превозмогая себя, лишь для того, чтобы можно было сказать: "Да, я тоже прочитал" осиливает эти четыреста страниц, и потом оставшуюся жизнь мутнеет при одном упоминании этого произведения, говоря, что у него племянница в пять лет написала бы умнее и логичнее, что за весь роман нет ни одной более или менее интересной страницы, что это просто издевательство над читателем.
И вот я дождалась. И вот дождалась планета. много десятилетий люди думали, что это не возможно экранизировать, что мысль Булгакова не поддается режиссуре, что эти события не может вместить в себя кинокамера, что сами черные силы не дают свершиться этому глумлению над книгой. Но это свершилось.
Очень сильно боюсь разочароваться. И это очень вероятно. Булгаков пишет мир, этот мир более фантастичен чем сама фантастика, но Булгаков не показывает нам мир, мы сами его строим, направляемые словами Михаила Афанасьевича. Просто не могло так получиться, что этот мир, построенный нами сойдется с тем, что строил режиссер.
Однако надо признать уже по увиденным первым трем сериям, что все это очень красиво, что люди действительно очень постарались, что это должно заставить народ скопиться в книжных магазинах, и это приятно. Смотрю не дыша, страшно цыкая на любого домочадца, что посмеет вставить слово.
Кстати, очень порадовало музыкальное сопровождение, красиво, и я просто не могла себе приставить, чтобы это сопровождение было на каком-нибудь языке, кроме латыни, подметили верно.
Из того, что явно не понравилось - Бегемот (что это за существо? да и в человеческом образе - ну вообще не совпадает!), Коровьев (возможно я себе его не правильно представляла, но Абдулов в роли Коровьева??? Хотя опять же это был лишь первый шок, потом поймала себя на мысли, что Абдулов справляется), Лиходеев (Панкратов черный??? ну ваще! А вот то, что Степе достались слова произнесенные самим Булгаковым про крвартиру, и слова про порционные судачки, я одобряю, а иначе пришлось бы вставлять с. а.), Бездомный какой-то староватый получился (мне он виделся почти мальчиком, хоть и по импульсивности этот подходит).
А вот с Иешуа забавная ситауция получилась, мы с знакомой Ленкой почти час рассуждали, кого можно было бы вставить на эту роль (общий разговор о ролях затянулся на четыре часа и закончился в пять утра, мы обсуждали всех героев), и ведь было же у нас предположение, что Безруков подойдет, и всерьез размышляли об этом, но нам он показался уж слишком "неиисусистым", слишком крутоватым, ну не видели мы его, говорящего "на свете нет людей злых"... Самое же главное - голос, мы были уверены, что он не подходит по голосу, у Иисуса голос елейный, льющийся, как же мы лопухнулись, считая что Безруков не сможет у себя такой выработать...
---м-----м-----------м-----м---
----мм---мм-----------мм---мм----
------м-м-м-м--и-----и--м-м-м-м------
------м--м--м--и---и-и--м--м--м------
----м-----м--и--и--и--м-----м----
---м-----м--и-и---и--м-----м---
Предлагаю все впечатления от книги и
ныне идущего фильма высказывать здесь!
И уже жалею...
Жалею о том, что в первый раз, это можно прочитать только один раз...
я надеюсь, ты опережаешь в чтении фильм???
ни в коем случае не смотри то, что еще не прочитал, вся картина рухнет!
Такого промоушена до сих пор не заслуживал ни один отечественный сериал. Улицы буквально вымерли, все прильнули к телевизорам, как во времена первых показов Штирлица.
Размах: две 45-минутные серии подряд – непрерывно, без единой рекламной вставки! В вечерний прайм-тайм по каналу "Россия"! Небывалый подвиг телевизионщиков, сравнимый с рекордами благотворительности Билла Гейтса. А все почему? Это вам не "мыло". Тут спонсор показа сам "Черный жемчуг"! (Неужели Азазелло подарит Маргарите перед балом крем этой марки, как предполагают некоторые мои догадливые друзья?)
"Мастер и Маргарита". Булгаковский бестселлер всех времен и народов, написанный гением "в стол". Книга, овеявшая юность последнего застойного поколения мистической аурой и оправдавшая фактом своей публикации в глазах интеллигенции целую плеяду совписов. Вероятно – лучший русский роман ХХ века, лишь однажды оживший под сводами легендарной любимовской Таганки и упорно не ложившийся на кинопленку... Ходили даже слухи, что всех, кто берется экранизировать этот текст, постигают дьявольские наваждения. Ваш покорный слуга был свидетелем подобного бесовского явления лет 10 назад. В эфире одной весьма популярной и поныне разговорной радиостанции, куда были приглашены актеры так и не увидевшего свет полнометражного фильма Юрия Кары, в самом начале разговора, который я вел в качестве соведущего, внезапно раздался страшный треск, высыпал сноп огня, дым и искры повалили из режиссерского пульта... и никто даже не удивился. Мессир Воланд напомнил о себе.
Но годы идут, уважение к автору лучшей экранизации Булгакова – "Собачьего сердца", особенно после весьма успешного сериала по Достоевскому, растет, и Владимиру Бортко доверяют $5 млн на 10 серий. То есть по бюджету ставят рекорд для отечественного ТВ: бери и делай, что твоей душе угодно. И он сделал.
Конечно, выносить сколько-нибудь объективные оценки сразу после вступления, тем паче критиковать на основе первых 2-х серий, дело неблагодарное. Но я все же попробую. Если ошибусь и фильм окажется лучше, чем на первый взгляд, – порадуемся вместе. Пока лишь поделюсь первыми впечатлениями, давайте сравним.
Итак, главная, как кажется, неудача сериала – кастинг. Уж больно вторичными кажутся роли мэтров нашего кино – Басилашвили, Лаврова, Гафта, Абдулова, Панкратова-Черного и пр. Ощущение, что актеры играют не своих героев, а себя любимых в ролях культовых персонажей булгаковской прозы. Причем контраст очевиден: Бортко работает крупными мазками, главное, чтоб звучали знаковые цитаты, и кажется, что столь важные у Булгакова смешные делали и описания советских реалий теряются за монументальными и всеми узнаваемыми сценами. Вот отрезанная голова. Вот хлыст Крысобоя, иконописный вид Иешуа (куда ж без Сергея Безрукова!) и кровавый подбой плаща игемона. На этом слове спотыкается ухо внимательного зрителя, поскольку правильно все же ударение делать на втором слоге; увы и ах, Михаил Афанасьевич оставил потомкам только текст, а редакторы у Бортко, видать, не шибко сведущи в мертвых языках. Поэтому все имена в "ершалаимской" части повествования актеры произносят не совсем уверенно. Да сама эта буйно-красочная история выглядит весьма контрастно по отношению традиционной для режиссера сепийной палитре основного рассказа.
Да, не порадовал кот. Вернее, кажется, что при таком бюджете можно было придумать что-нибудь посвежее человечка в шерстяном костюме с хвостом и усатой маске вовсе без мимики. Хороший кошачий грим делали еще во времена допотопных историй про остров доктора Моро, и этот момент – почему перед нами просто клоун – пока остается загадкой. Вероятно, играющий Бегемота Баширов компенсирует недоумение своей зажигательной кошачьей пантомимой.
Особенно бросается в глаза контраст: визуальные трюки отдельно, главные персонажи – отдельно, а массовку исполняют весьма небрежно и как бы сами по себе второстепенные плохо играющие актеры сериалов.
Зато понравилась музыка Игоря Корнелюка. Когда этот мало поддающийся оценке эстрадный исполнитель бросил гиблое дело петь про "билет на балет" и начал писать музыку к телевизионному "мылу" (например "Бандитскому Петербургу") – дело пошло. Вполне себе грамотное музыкальное сопровождение в "МиМ" радует почти как ставшая одним из действующих лиц музыка в "Собачьем сердце".. Правда, главная тема до боли напоминает музыку Курехина из "Господина оформителя", но тырить у покойного, тем паче, земляка не возбраняется.
В общем, пока впечатление, исключая вышеназванные недочеты, складывается вполне достойное. Ругай – не ругай, а все же рука профессионалов видна. Актеры не просто проговаривают тексты, они оживляют персонажей. Каждый в меру таланта. Да, опасность любой экранизации в том, что, читая, мы рисуем один образ, а экран замещает его нам на другой, причем абсолютно безапелляционно. Но тут уж ничего не сделаешь.
Режиссеру Бортко свойственно скрупулезно следовать за текстом, что в данном случае не выглядит столь же очевидным ходом, как в "Собачьем сердце" – роман в три раза длиннее повести, и многие типажи кажутся слегка утрированными. Хотя, если после этого сериала толпы читателей ринутся в магазины, сметая и без того культовую прозу Булгакова (как это было после "Идиота") – остается только порадоваться за них.
В свое время великие тексты породили стремление инкорпорировать их во все виды массового искусства, теперь идет обратный процесс. Все лучше, чем без конца следить за телеприключениями ментов, проституток и новых русских.
- Берлиоза Михаила Александровича, - послышался рядом несоколько носовой мужской голос, - председателя МАССОЛИТа.
Удивленная Маргарита Николаевна повернулась и увидела на своей скамейке гражданина, который очевидно, бесшумно подсел в то время, когда Маргарита загляделась на процессию и, надо полагать, в рассеянности вслух задала свой последний вопрос.
... Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармашка, где обычно мужчины носят платочек или самопишущее перо, у этого гражданина торчала обглоданная куриная кость.
- Да, изволите ли видеть, - сегодня утром в грибоедовском зале голову у покойника стащили из гроба.
Регент чрезвычайно оживился, вскочил и заорал:
- Где твой преступник? Где он? Иностранный приступник? - глаза регента радостно заиграли, - этот? Ежели он преступник, то первым долгом следует кричать: "караул!" А то он уйдет. А ну. давайте вместе! Разом! - и тут регент разинул пасть.
Растерявшийся Иван послушался шуткаря-регента и крикнул "караул!", а регент его надул, ничего не крикнул.
Одинокий, хриплый крик Ивана хороших результатов не принес. Две каких-то девицы шарахнулись от него в сторону, и он услышал слово "пьяный".
Lepra
но МиМ прочитать должен каждый, кто считает себя человеком А вот против таких вещей я категорически против! Каждый должен выбирать, сам что ему нужно, а что нет!
И никто никто не имит право так выражатся, каждый дожен зделать то то.
Я за демократию везде и всюду.
Такова моя позиция.
Про то что говоря это эмоции это ты правельно сказала.
И никто никто не имит право так выражатся, каждый дожен зделать то то.
Я за демократию везде и всюду.
Господа, я, как ни странно, согласна с обоими этими противоположными мнениями.
Если честно, меня тоже слегка коробят заявления вроде"Ага! Он не читал великого корейского писателя Кендзабуро ОЭ! И не знает формулу теневой стадии фотосинтеза! И не знает великого испанского художника Миро Хоана! Тогда с ним вообще разговаривать не о чем!"
Но МиМ... Это нечто.
Если интересно, могу написать что-то типа статьи, мысли на тему...
так ведь я тоже с вами с обоими согласна! потому и подписала - что это лишоь эмоции! у меня бабушка в корне не понимает МиМ, так что ж я ее люблю меньше? просто когда читаю МиМ, или смотрю ее, я теряю всякий демократический облик, вообще человеческий облик теряю, во мне говорит какой-то другой человек, и я могу обидеть...
LAW
Если интересно, могу написать что-то типа статьи, мысли на тему...
Ждем-с....
На твоем дайрике?
Newcore
Мы с оксаной то же смотрим, Интересно!
так ты то читал?
А то что ты эмоционально я тоже понял и написал.
И мне понятен твой восторг и желание что бы всё это прочитали.
Сам роман я не читал мы его проходили в тот период моей жизни когда ничего вообще ничетал.
А так Чёрный юмор просто на высоте издевательство над всем(моё хобби).Хороший сериальчик вышел полутше будет всего этого мыла, где уже низнают по чем по ёрзать.
хм, инкогнито ты мне нравишься меньше )))
я так и решила
На твоем дайрике?
Ага
Лепрочка, а вот ты упоминала выше, что смеялась, когда первый раз читала... Прости, но что же тебе показалось смешным? Я первый раз читала чуть ли не со священным ужасом, понимая, что делаю что-то неправлильное...
И что в тебе изменила эта книга? Если, конечно, не секрет.
Я первый раз читала чуть ли не со священным ужасом, понимая, что делаю что-то неправлильное...
ну для христианина там, конечно, веди ужасные творятся, но мне тогда эта совершенно далекая интерпретация Евангелие была не интересна, я смеялась над Босым, над Лиходеевым, над обожателем Наташи (ну вот, уже забыла, как зовут), я смеялась над котом, который не может попасть в карту под подушкой, да над всем смеялась, я вообще была смешливая всегда... только сейчас научилась не смеяться, когда смешно, и многие вещи сейчас не способны меня рассмешить из тех, что довели бы до смеховой истерики ранее.
И что в тебе изменила эта книга? Если, конечно, не секрет.
Это очень сложно сказать, я сама как-то изменилась, и не знаю в какую сторону, надеюсь в хорошую, я стала чуточку менее рационалисткой, почувстовала немного трансцендентные иррациональные вещи, только не как истинную магию, разумеется, но... наверное я стала менее категоричной в своих суждениях по самым разным вопросам.. но главное - я стала больше интересоваться культурой, исскуством, философией религии, чувствами религиозных людей, я как-то представила себе то, что чувствовал Пилат, через две тысячи лет воссоединившийся с Ним!
Даже не знаю, это о-о-о-о-чень сложно...
Да уж... Кстати, церковники критикуют не столько за то, что там миром правит Воланд, а за то, каким показан Иешуа... Я читала, что Иисус, с их точки зрения, не был таким безвольным, слабым...
я стала чуточку менее рационалисткой, почувстовала немного трансцендентные иррациональные вещи, только не как истинную магию, разумеется, но...
Кстати, а как ты вообще относишься к магии? Наука как-нибудь объясняет левитацию, телекинез, телепортацию?
Ой, кажется, я отвлекаюсь от темы, прости. Но если интересно, могу рассказать, как думаю я и как сие объясняет религия...
какое там безвольным!!! представление об Иисусе просто перевернуто вверх дном! Все события Ершалима перекроены начисто!