Я училась на разных факультетах, на разных курсах и с самыми разными преподавателями, поэтому повидала многое, и хотела бы здесь обсудить один организационный момент по поводу лекций. А именно политика лекторов с опоздавшими. Знакомый вопрос не правда ли?
Думаю без сильной искусственности всех лекторов можно разделить по отношению к этому вопросу на три группы - две крайности и одна середина:две крайности и одна середина.
Ну крайности понятны - неоднократно встречалась с лекторами, которые опоздавших просто не пускают. То есть не пускают вообще - хоть ты на двадцать секунд опоздал - до свидания, гуляй по коридорам, сиди в кафе, тусуйся у корпуса, или вообще езжай с горя домой а там пиши реферат. Таких преподавателей я терпеть не могу, считаю, что это совершенно несправедливо. Ну что же делать, если у человека болезнь такая - патологическое опаздывание, ну старается он приезжать всегда вовремя, но ничего не получается, ну опоздал он минут на пять - автобус ли задержался, электричку отменили, дома проблемы были, в последний момент обнаружил, что ключи куда-то подевал, ну проспал, в конце концов, всякое бывает, и из--за этих пяти минут надо запретить ему получить знания, рассказываемые оставшиеся час двадцать пять минут? Нет, не справедливо. Еще менее приятно, когда ты приходишь, а тебя выгоняют - это очень унизительно.
Бедному студенту-опоздайке, разумеется, легче живется с лектором, который не обращает внимания на опаздывающих. Такое тоже часто можно увидеть, он просто читает лекцию, и не отвлекается на безаллаберных посетителей, делает вид, что их не замечает. Однако я должна признать, что такая крайность тоже не очень удачна. Дело в том, что студенты, это, все-таки изначально - народ наглый и бессовестный, и нас все таки надо держать в узде, а то мы на шею сядем обязательно.
И действительно, наиболее заметны изменения на лекциях первого курса. Сначала студенты первокурсники всего боятся, постучатся в дверь, пугливо озираются, мямлят свое: "простите, я это... можно войти?", и тем самым даже лектора, который не собирается отвлекаться на опоздавших, отвлекает, лектор либо жестом отмахивает, либо буркает: "Быстрее", и благодарный студент на ципочках чуть ли не пригнувшись семенит к ближайшей парте, тихо садится, и, стараясь не шуршать, раскладывает лекционные принадлежности. К тому времени подойдет еще парочка опоздавших, ситуация повторится, и остальная лекция пройдет как по маслу.
Но сигнал уже был дан, и на следующую лекцию опоздает человек пять, правда, они уже не будут без повода отвлекать преподавателя, и молча сядут на место. Шестой же придет через пятнадцать минут после начала занятия и к удивлению публике, его тоже пустят.
На третью лекцию опоздает человек десять-пятнадцать, причем первые будут входить уже как к себе домой, и не обращая внимание на преподавателя прошествуют через все парты к своей галерке, собрав на себе пол сотни взглядов и ухмылок, последний же опоздавший явится минут через двадцать.
К середине семестра мы будем наблюдать такую картину:
Лектор начинает лекцию для половины аудитории, за стеной слышен шум прогуливающихся. Те замечают, что в зале что-то происходят, и шумной толпой вваливаются в аудиторию, вальяжно рассыпаются по рядам и шумно раскладываются, заглушая голос преподавателя. успевшие сесть дополняются теми, кто только что вбежал в аудиторию с улицы, те довольны, что они не опоздали, кричат приветствия друг другу через пару рядов, целуются, жмут руки, а сзади появляются все новые лица, также радушно встречающиеся уже готовой аудиторией. Проходит минут семь-десять, и вот вроде бы поток иссякает, но отдельные капли вызывают столь же сильный резонанс. На пятнадцатой минуте врывается веселая девушка, и по дороге к своему месту успевает поделиться впечатлениями о совершеной поездке или покупке десятерым слушателям, каждому в отдельности, те охают, переспрашивают, а она и рада.
В конце концов поток пребывающих уравнивается с потоком отбывающих - всем дико хочется в туалет, а в туалет они выходят впятером, и сидят они в туалете, горемычные, минут по пятнадцать.
Последний же опоздавший врывается в аудиторию за пол часа до окончания лекции, причем врывается такой радостный, как будто совершил подвиг. Публика разделяет его радость, с задних рядов доносится нечто похожее на улюлюканье. Радость объяснима - пусть ему придется промучаться пол часа до окончания, но это лучше, чем полтора часа, а прогул ему уже не поставят...
Разумеется, такая крайность тоже неприемлема, ибо это вытирание ног не только о преподавателя, но и о студентов, которым эта лекция хоть капельку интересна... (последнее я сказала не о себе, не подумайте)
Ну а что же мы видим в середине? А золотая середина зачастую оказывается хуже, чем обе крайности вместе взятые.
Как правило в середине находятся лекторы, которые впускают опоздавших, но при этом устраивают после каждого нового входа концерт. Сначала такой лектор ограничивается лишь осуждающим взглядом и репликой типа: "ну давайте уже, не задерживайте", потом каждый входящий должен ответить, где он был, и почему опаздал, на что те мямлят что-то невразумительное, а лектор причитает. Тем, кого до этого он за страшным грехом не замечал он причитает, что от него-то он такого не ожидал, что ай-ай-ай, а такой прилежный студент был, те, кто уже прославился своими опаздываниями будет выслушивать то, какие они плохие, и что в следующий раз их ни за что не пустят, и что это уже надоело, и что совести нет, что сколько можно. Иногда это разбавляется советами типа выходить надо заведомо раньше (один лектор каждый раз, когда ему говорили, что автобусов не было, хвастался тем, что никогда на автобусе не едет, и километровую дорогу от метро до академии преодолевает пешком, и что это полезно для здоровья, и что вообще всем так надо делать, и что он всегда так делал, и вообще надо быть спортивным, и..., и..., и...).
Разумеется пока они отчитают одного, подходит следующий, хорошо если этот следующий пристроется к предыдущему, тогда лектор как бы адресует причитающееся им обоим, но если первый уже получил свое и садится, то следующий должен будет выслушать все то, что было сказано только что, плюс бонус о том, что они срывают ему лекцию, что так вообще невозможно читать материал, что из-за таких как они он постоянно неуспевает до окончания пары, и часть материала приходится задавать на дом (и действительно, чаще они, конечно, только пугают, но, бывало, и задают дополнительный материал как домашнюю работу. Впрочем в любом случае материал остается неосвященным, и ты либо его самостоятельно пройдешь, либо это будет твой пробел). Почему-то так совпадает, что как раз такие лекторы самые медлительные - ему итак слава богу успеть за полтора часа рассказать то, что входит в программу, а тут еще эти концерты.
На фоне этого поведение, скажем, нашего декана, выглядит даже более привлекательным. Он с самого начала семестра предупредил, что пускать никого не будет. Заходит человек на лекцию, спрашивает: "Можно войти?", ответ: "Нет" И все. Никаких упреков, никаких эмоций, никакого раздражения в голосе, просто короткое спокойное "Нет", студент закрывает дверь, а лектор даже не прерывался. Все происходит настолько естественно и гармонично, что я не удивлюсь, если у особо старательных девушек в конспекте так и будет написано: "Эти интроны удаляются, нет, либо при транслокации ДНК у эмбриона, либо при, нет, при сплайсинге про-мРНК в иммунокомпетентных...". Понятно, что у такого лектора и опоздавших в пять раз меньше. И еще одно, этот лектор в течение года постепенно плавно смягчал свои правила, и под конец он уже не обращал внимание на опаздывающих также, как делал это лектор из второго примера, но так как это был уже конец года, студенты не успевали привыкать к такому и распуститься, все были чинно, благородно. Это ну прямо как уход за смертельно больными - ни в коем случае нельзя давать морфий сразу, ибо он привыкнет к нему паллиативная терапия пойдет прахом, надо сначала давать легкие обезболивающие, плавно увеличивать их дозу, потом переходить на легкие наркотики, опять увеличивать дозу, и только за месяц до смерти переходить к морфию, и также увеличивать его дозу до исхода срока. Тогда весь остаток жизни пройдет без страшных мук. Зачастую лекторы поступают обратным способом - сначала распускают курс, потом спохватываются, и начинают наводить дисциплину - и наступает просто пипец, уже за одно только это надо увольнять...
Мне всегда была близка педагогика, и разумеется я неоднократно ставила себя на место лекторов, я бы действовала четвертым путем, который еще ни разу не встречала у других.
Ну во-первых я бы пускала всех опоздавших. Я имею ввиду - абсолютно всех, да хоть ты за пять минут до окончания занятия явишься. Причем первые две минуты организационного введения я бы впускала совершенно свободно, но на первой парте сбоку я бы всегда оставляла листочек, и научила бы всех опаздывающих более, чем на две минуты молча и тихо вписывать на листочек фамилию и номер группы (спрашивать у меня разрешения войти - преступление). Причем я бы допустила жуткое нарушение демократии, и обязала бы старосту курса (потока) сидеть за этим столом и отвечать своей головой за любую несуществующую фамилию, которая окажется в списке, а также возложила бы на совесть этого старосты возможную подставу - когда человек вписывает вместо себя другого студента этого курса. Не думаю, что это так уж жестоко - наши старосты курса получают к стипендии по четыреста рублей, на сотню больше старост группы, при этом обязанностей у них гораздо меньше чем у старост групп... то есть их, фактически нет, по крайней мере постоянных обязанностей, впрочем я бы, разумеется, не сопротивлялась, если бы староста курса ввел бы график дежурств у первой парты. Далее по этим спискам - по положению фамилии в списке можно судить об относительном размере опоздания. Но по-настоящему списки эти ничего не значат, разумеется, я не буду вести рейтинги опоздавших, составлять графики, таблицы, считать среднее отклонение, выявлять корреляции и проч. Но какие-то фамилии, которые будут фигурировать часто и внизу списка, сами собой попадут во внимание, и к ним будут применимы санкции.
А санкции состоят вот в чем. Как я уже сказала, я считаю неотъемлемым правом каждого студента сидеть на лекции, когда бы он не пришел. Хочешь ты получать знания? изволь, садись, слушай, главное, чтобы тихо и незаметно, но самое главное ты уже не получишь, если пришел слишком поздно - галочку о посещении. То есть ты слушаешь, знания получаешь, коли хочешь, но все равно с тебя полная отработочка (но только не реферат, я уволюсь, если меня обяжут требовать рефераты, считаю, что самое страшное зло всей системы российского образования - это рефераты).
Итак через минут двадцать после начала лекции я просто прошу старосту сделать черточку под последней фамилией, и все следующие фамилии в списке будут расцениваться как непосетившие лекцию вообще. А по окончании лекции я проверю листочек, и найду в нем те фамилии, которые запомнила (или даже специально себе выписала на заметку), и эти фамилии заядлых опаздывающих также будут считаться ниже предельной черты.
Мне кажется это одновременно и справедливо, и эргономично, и эффективно против попустительства со стороны студентов - все-таки неприятно, ты просидел всю лекцию, а по-окончании тебе сказали, что тебя на ней не было - лишний раз не захочется опаздывать остальным, показательно, а заодно лишний раз во время отработки материальчик повторишь - авось на экзамене пригодится, так что не серчайте )))

Думаю без сильной искусственности всех лекторов можно разделить по отношению к этому вопросу на три группы - две крайности и одна середина:две крайности и одна середина.
Ну крайности понятны - неоднократно встречалась с лекторами, которые опоздавших просто не пускают. То есть не пускают вообще - хоть ты на двадцать секунд опоздал - до свидания, гуляй по коридорам, сиди в кафе, тусуйся у корпуса, или вообще езжай с горя домой а там пиши реферат. Таких преподавателей я терпеть не могу, считаю, что это совершенно несправедливо. Ну что же делать, если у человека болезнь такая - патологическое опаздывание, ну старается он приезжать всегда вовремя, но ничего не получается, ну опоздал он минут на пять - автобус ли задержался, электричку отменили, дома проблемы были, в последний момент обнаружил, что ключи куда-то подевал, ну проспал, в конце концов, всякое бывает, и из--за этих пяти минут надо запретить ему получить знания, рассказываемые оставшиеся час двадцать пять минут? Нет, не справедливо. Еще менее приятно, когда ты приходишь, а тебя выгоняют - это очень унизительно.
Бедному студенту-опоздайке, разумеется, легче живется с лектором, который не обращает внимания на опаздывающих. Такое тоже часто можно увидеть, он просто читает лекцию, и не отвлекается на безаллаберных посетителей, делает вид, что их не замечает. Однако я должна признать, что такая крайность тоже не очень удачна. Дело в том, что студенты, это, все-таки изначально - народ наглый и бессовестный, и нас все таки надо держать в узде, а то мы на шею сядем обязательно.
И действительно, наиболее заметны изменения на лекциях первого курса. Сначала студенты первокурсники всего боятся, постучатся в дверь, пугливо озираются, мямлят свое: "простите, я это... можно войти?", и тем самым даже лектора, который не собирается отвлекаться на опоздавших, отвлекает, лектор либо жестом отмахивает, либо буркает: "Быстрее", и благодарный студент на ципочках чуть ли не пригнувшись семенит к ближайшей парте, тихо садится, и, стараясь не шуршать, раскладывает лекционные принадлежности. К тому времени подойдет еще парочка опоздавших, ситуация повторится, и остальная лекция пройдет как по маслу.
Но сигнал уже был дан, и на следующую лекцию опоздает человек пять, правда, они уже не будут без повода отвлекать преподавателя, и молча сядут на место. Шестой же придет через пятнадцать минут после начала занятия и к удивлению публике, его тоже пустят.
На третью лекцию опоздает человек десять-пятнадцать, причем первые будут входить уже как к себе домой, и не обращая внимание на преподавателя прошествуют через все парты к своей галерке, собрав на себе пол сотни взглядов и ухмылок, последний же опоздавший явится минут через двадцать.
К середине семестра мы будем наблюдать такую картину:
Лектор начинает лекцию для половины аудитории, за стеной слышен шум прогуливающихся. Те замечают, что в зале что-то происходят, и шумной толпой вваливаются в аудиторию, вальяжно рассыпаются по рядам и шумно раскладываются, заглушая голос преподавателя. успевшие сесть дополняются теми, кто только что вбежал в аудиторию с улицы, те довольны, что они не опоздали, кричат приветствия друг другу через пару рядов, целуются, жмут руки, а сзади появляются все новые лица, также радушно встречающиеся уже готовой аудиторией. Проходит минут семь-десять, и вот вроде бы поток иссякает, но отдельные капли вызывают столь же сильный резонанс. На пятнадцатой минуте врывается веселая девушка, и по дороге к своему месту успевает поделиться впечатлениями о совершеной поездке или покупке десятерым слушателям, каждому в отдельности, те охают, переспрашивают, а она и рада.
В конце концов поток пребывающих уравнивается с потоком отбывающих - всем дико хочется в туалет, а в туалет они выходят впятером, и сидят они в туалете, горемычные, минут по пятнадцать.
Последний же опоздавший врывается в аудиторию за пол часа до окончания лекции, причем врывается такой радостный, как будто совершил подвиг. Публика разделяет его радость, с задних рядов доносится нечто похожее на улюлюканье. Радость объяснима - пусть ему придется промучаться пол часа до окончания, но это лучше, чем полтора часа, а прогул ему уже не поставят...
Разумеется, такая крайность тоже неприемлема, ибо это вытирание ног не только о преподавателя, но и о студентов, которым эта лекция хоть капельку интересна... (последнее я сказала не о себе, не подумайте)
Ну а что же мы видим в середине? А золотая середина зачастую оказывается хуже, чем обе крайности вместе взятые.
Как правило в середине находятся лекторы, которые впускают опоздавших, но при этом устраивают после каждого нового входа концерт. Сначала такой лектор ограничивается лишь осуждающим взглядом и репликой типа: "ну давайте уже, не задерживайте", потом каждый входящий должен ответить, где он был, и почему опаздал, на что те мямлят что-то невразумительное, а лектор причитает. Тем, кого до этого он за страшным грехом не замечал он причитает, что от него-то он такого не ожидал, что ай-ай-ай, а такой прилежный студент был, те, кто уже прославился своими опаздываниями будет выслушивать то, какие они плохие, и что в следующий раз их ни за что не пустят, и что это уже надоело, и что совести нет, что сколько можно. Иногда это разбавляется советами типа выходить надо заведомо раньше (один лектор каждый раз, когда ему говорили, что автобусов не было, хвастался тем, что никогда на автобусе не едет, и километровую дорогу от метро до академии преодолевает пешком, и что это полезно для здоровья, и что вообще всем так надо делать, и что он всегда так делал, и вообще надо быть спортивным, и..., и..., и...).
Разумеется пока они отчитают одного, подходит следующий, хорошо если этот следующий пристроется к предыдущему, тогда лектор как бы адресует причитающееся им обоим, но если первый уже получил свое и садится, то следующий должен будет выслушать все то, что было сказано только что, плюс бонус о том, что они срывают ему лекцию, что так вообще невозможно читать материал, что из-за таких как они он постоянно неуспевает до окончания пары, и часть материала приходится задавать на дом (и действительно, чаще они, конечно, только пугают, но, бывало, и задают дополнительный материал как домашнюю работу. Впрочем в любом случае материал остается неосвященным, и ты либо его самостоятельно пройдешь, либо это будет твой пробел). Почему-то так совпадает, что как раз такие лекторы самые медлительные - ему итак слава богу успеть за полтора часа рассказать то, что входит в программу, а тут еще эти концерты.
На фоне этого поведение, скажем, нашего декана, выглядит даже более привлекательным. Он с самого начала семестра предупредил, что пускать никого не будет. Заходит человек на лекцию, спрашивает: "Можно войти?", ответ: "Нет" И все. Никаких упреков, никаких эмоций, никакого раздражения в голосе, просто короткое спокойное "Нет", студент закрывает дверь, а лектор даже не прерывался. Все происходит настолько естественно и гармонично, что я не удивлюсь, если у особо старательных девушек в конспекте так и будет написано: "Эти интроны удаляются, нет, либо при транслокации ДНК у эмбриона, либо при, нет, при сплайсинге про-мРНК в иммунокомпетентных...". Понятно, что у такого лектора и опоздавших в пять раз меньше. И еще одно, этот лектор в течение года постепенно плавно смягчал свои правила, и под конец он уже не обращал внимание на опаздывающих также, как делал это лектор из второго примера, но так как это был уже конец года, студенты не успевали привыкать к такому и распуститься, все были чинно, благородно. Это ну прямо как уход за смертельно больными - ни в коем случае нельзя давать морфий сразу, ибо он привыкнет к нему паллиативная терапия пойдет прахом, надо сначала давать легкие обезболивающие, плавно увеличивать их дозу, потом переходить на легкие наркотики, опять увеличивать дозу, и только за месяц до смерти переходить к морфию, и также увеличивать его дозу до исхода срока. Тогда весь остаток жизни пройдет без страшных мук. Зачастую лекторы поступают обратным способом - сначала распускают курс, потом спохватываются, и начинают наводить дисциплину - и наступает просто пипец, уже за одно только это надо увольнять...
Мне всегда была близка педагогика, и разумеется я неоднократно ставила себя на место лекторов, я бы действовала четвертым путем, который еще ни разу не встречала у других.
Ну во-первых я бы пускала всех опоздавших. Я имею ввиду - абсолютно всех, да хоть ты за пять минут до окончания занятия явишься. Причем первые две минуты организационного введения я бы впускала совершенно свободно, но на первой парте сбоку я бы всегда оставляла листочек, и научила бы всех опаздывающих более, чем на две минуты молча и тихо вписывать на листочек фамилию и номер группы (спрашивать у меня разрешения войти - преступление). Причем я бы допустила жуткое нарушение демократии, и обязала бы старосту курса (потока) сидеть за этим столом и отвечать своей головой за любую несуществующую фамилию, которая окажется в списке, а также возложила бы на совесть этого старосты возможную подставу - когда человек вписывает вместо себя другого студента этого курса. Не думаю, что это так уж жестоко - наши старосты курса получают к стипендии по четыреста рублей, на сотню больше старост группы, при этом обязанностей у них гораздо меньше чем у старост групп... то есть их, фактически нет, по крайней мере постоянных обязанностей, впрочем я бы, разумеется, не сопротивлялась, если бы староста курса ввел бы график дежурств у первой парты. Далее по этим спискам - по положению фамилии в списке можно судить об относительном размере опоздания. Но по-настоящему списки эти ничего не значат, разумеется, я не буду вести рейтинги опоздавших, составлять графики, таблицы, считать среднее отклонение, выявлять корреляции и проч. Но какие-то фамилии, которые будут фигурировать часто и внизу списка, сами собой попадут во внимание, и к ним будут применимы санкции.
А санкции состоят вот в чем. Как я уже сказала, я считаю неотъемлемым правом каждого студента сидеть на лекции, когда бы он не пришел. Хочешь ты получать знания? изволь, садись, слушай, главное, чтобы тихо и незаметно, но самое главное ты уже не получишь, если пришел слишком поздно - галочку о посещении. То есть ты слушаешь, знания получаешь, коли хочешь, но все равно с тебя полная отработочка (но только не реферат, я уволюсь, если меня обяжут требовать рефераты, считаю, что самое страшное зло всей системы российского образования - это рефераты).
Итак через минут двадцать после начала лекции я просто прошу старосту сделать черточку под последней фамилией, и все следующие фамилии в списке будут расцениваться как непосетившие лекцию вообще. А по окончании лекции я проверю листочек, и найду в нем те фамилии, которые запомнила (или даже специально себе выписала на заметку), и эти фамилии заядлых опаздывающих также будут считаться ниже предельной черты.
Мне кажется это одновременно и справедливо, и эргономично, и эффективно против попустительства со стороны студентов - все-таки неприятно, ты просидел всю лекцию, а по-окончании тебе сказали, что тебя на ней не было - лишний раз не захочется опаздывать остальным, показательно, а заодно лишний раз во время отработки материальчик повторишь - авось на экзамене пригодится, так что не серчайте )))

Почему? неужели ты действительно такого высокого мнения о большинстве студентов, что пропущенную лекцию он обязательно пройдет сам по учебникам?
А по всем и не надо! Достаточно просто побеседовать минут 20-30... студент сам сдаст свои слабые позиции...
Ты считаешь, что ты такой гениальный? Знаешь сколько уважаемых педагогов ставили мне пятерки по предметам, какое-то колличество лекций в которых я пропускала и потом даже не читала по учебнику? А ты от этого застрахован? запроста поставишь троечку человеку, который пропустил лекций эдак пять и не соизволил эти лекции нагнать, а на профдеятельности это все-таки отразится - по твоей вине.
Мы ведь сошлись во мнениях, что рефераты - зло. Будь моя воля, я бы просто запретила рефераты. Но чем плохи устные отработки? Если студент действительно сознательный и решил нагнать пропущенную лекцию, так разве ему хуже станет, если он подойдет ко мне, и потратит пять-семь минуточек на то, чтобы доказать мне, что он действительно эту лекцию самостоятельно освоил? Что в этом плохого? А вот на экзамен это выносить не надо, экзамен несет другие функции, не связанные с контролем пропусков.
И вообще, если уж говорить об эмоциях преподавателя, то лично мне будет действительно неприятно, если я буду читать лекцию четверти состава курса, будет объективно обидно - я выполняю четверть своей работы, КПД моей профессиональной деятельности = 0,25 - d - вот это повод выпить валерианку!!!
между "читать" и "вести" лекцию - огромная разница)))
В итоге у тебя целая куча народу будет опаздывать на 13 минут, а какая-то часть, которая изначально собиралась к этим пятнадцати минутам, опоздает на пол минуты, придет в пятнадцать минут, тридцать секунд, а ты их уже не пустишь.
ЧТо за мрачные картины. Народ те кому надо прийти, придут во время, 15 минут отвожу на опоздания изза форсмажора.
Я же предлагаю гибкую схему, схему, где будет стимул приходить не через пятнадцать минут, а вовремя, но одновременно с этим схему, позволяющую тем, кто все же опоздал, получить тот материал, на который они успели, во что бы то ни стало. И схема очень проста - впускаю всех, но не всех отмечаю, неужели может быть что-то эффективнее?
Тебе уже сказали что не надо всё усложнять. Ты хочешь всё сделать гибким, только не учитываеш как ты будешь одновременно преподавать и следить за опоздавшими.
А так ввела чёткий временной лимит и всё больше не напрягайся через, 15 минут закрыла дверь и всё и тебя ничего не будет отвлекать от чтения лекции.
слушайте, у вас там на Украине что творится? Откуда такая дисциплина? Если нашему брату сказано, что пятнадцать минут пускают - значит эти пятнадцать минут можно использовать продуктивно. Это призыв к действию. У нас обычно говорят - что не пустят вообще, тогда народ понимает, что минут на пятнадцать опоздать можно, но не стоит, а если лектор прямым тектом сказал, что пустит в первые пятнадцать - то все.
только не учитываеш как ты будешь одновременно преподавать и следить за опоздавшими.
эээ... пардон, ты о чем? где я написала что-либо о слежке?
не напрягайся через, 15 минут закрыла дверь и всё и тебя ничего не будет отвлекать от чтения лекции
ну конечно, начинаются перестукивания, по двери, а чаще всего замки изнутри вообще не закрываются у нас, и студенты начинают клянчить: "Ой, а у нас тут это... ну мы тут... ну автобус..."
а до истечения этих пятнадцати минут лучше вообще лекцию не вести, а ждать, ибо не дадут.
слушайте, у вас там на Украине что творится? Откуда такая дисциплина?
За 6 лет моего студенчества, да всё кто хочет приходят вовремя, опаздывают только те у кого транспорт и т.д. и то это только на первой паре такое.
По звонку состав уже сформирован бывает ктото опаздает на 5 мин да и только.
эээ... пардон, ты о чем? где я написала что-либо о слежке?
Да везде)
Припрягать старосту и ты думаешь от тебя это ничего не потребует?
Глубоко ошибаешся
Тебе придётся контралировать старосту, студентов и вести лекцию однавремено.
ну конечно, начинаются перестукивания, по двери, а чаще всего замки изнутри вообще не закрываются у нас, и студенты начинают клянчить: "Ой, а у нас тут это... ну мы тут... ну автобус..."
Ну, если не закрываются то тогда придётся пускать свободно.))
а до истечения этих пятнадцати минут лучше вообще лекцию не вести, а ждать, ибо не дадут.
Тогда переходим к полному игнору этого всего и преподавать тем кто слушает.
А что бы небыло этой бегатни то санкции просто надо убрать.
Хрен с ними симинар покажет кто хочет учится а кто нет.
И напряга от тебя меньше понадобится.
Сможеш занятся научной работой например.
Вывод:
Не надо всё усложнять.
Глубоко ошибаешся тем более если у вас такой народ не дисциплинированый то и старосту тебе придётся контролировать а вместе с ней и студентов которрые войдут. Каждый из них еще не захочет слушать ее и потребует твоих личных обьяснений.
Тебе придётся контралировать старосту, студентов и вести лекцию однавремено.
Как интересно... нет, прости, но дисциплиной старосты курса я заниматься точно не должна - для того то и выбирается староста курса, выбирается деканатом. В чем состоит мой контроль? В том, что после лекции я гляну на листочек - это все. Я ведь сказала, что староста будет отвечать если на листочке окажутся махинации, зачем контролировать во время лекции? В интересах старосты не заниматься махинациями. Что же касается объяснений, какие объяснения? Это входит в организационную часть первой лекции, я лично расскажу аудитории (а первая лекция в семестре, как правило, самая посещаемая, почти стопроцентное присутсвие), что такое листочек, и что туда надо вписывать, весь остальной семестр я не буду к этому возвращаться, и старосте тоже не придется ничего объяснять, каждый студент будет сам подходить и вписывать фамилию. Дополнительным контролем будет совесть перед старостой - как правило у старосты курса не так уж и много врагов, чтобы подставить его, поэтому на большинство входящих староста вообше может не обращать внимания - доверять им, что они напишут свою фамилию. Лично я в течение лекции не буду интересоваться ходом событий на листочке, только после лекции. Ну впрочем иной раз можно заметить, что кто-то не вписал свою фамилию и устроить показательную порку, чтоб другим неповадно было, но это раз в месяц, не более, а не нянчиться с каждым опаздавшим, как делают многие лекторы. Так что никакого напряга, а студенты будут знать материал.
ну во-первых стоит разделять неэффективность и громоздкость - метод может быть громоздким НО эффективным, а может быть простым НО неэффективным
Я думаю не стоит.
а во-вторых что же в нем сложного?
по поводу игнорирования - ну, видимо, у вас в ВиЗо никогда не было ситуаций, которые я описала во втором примере... даже близко...
Конечно небыло!
) У нас или приходят учится, или не приходят, третьего не дано )
Не эффективным метод считаю, из-за совершенно не реальности (на моём факультете)
Ибо старосты у нас отсутствуют как класс.. ) а уж где достать двоих сразу... пусть даже не старост... (Визошников отвлекать от напряженного конспектирования занятий на такую ерунду как отмечание отставших - последнее дело, это сорвёт урок намного эфективнее, чем чьё-то там опоздание..)
С одной стороны ты описываешь жуть котороя творится счас, а с другой ту идилию котороя будет творится после твоих правил.
Как ты не понимаеш, что этого не будет.
Как всегда кто-то не поймёт чегото с 30-го раза.
Старосты не будет на месте, каждый студент будет требовать твоих личных обьяснений(и это не выдумка, а мой опыт), староста будет выгораживать своих (и врезультате тебе придётся контролировать входящих студентов).
Постоянно будут какие-то недомолвки, тугодумы и плохо запоминающие с N-го раза.
Я тебе это гаратрирую
Поверь моим 6 летним наблюдением за студентами.
Хаос, Хаос, Хаос, Хаос, Хаос....
Да здраствует великий Хаос
Надо будет тебе выйти на контак с каким либо преподом и опробывать свою методу и ты сама увидеш.
Да, кстати, а о каком преподавателе идет речь?
Дело в том, что если ты лектор, то под твоим началом (те, кому ты лекции читаешь) может быть очень много народу! Представляешь, у тебя 300 человек обучается каждый день, из них 25-30 человек прогуливают (так же ежедневно) по тем, или иным причинам!
Если на каждого хотя бы по 10 минут, то это уже 3-5 часов в день. А за 10 минут ты совершенно не поймешь, понял он тему или вызубрил ее. И так каждый день. Мало того, у тебя 4-5 лекций ежедневно! Как быть?
Ты просто не справишься....
А еще собственная научная работа, лаборатории и пр, и пр...
Твой контроль в первую же неделю превратится в формальность. Т.е. ты уже не 10 минут будешь тратить на выслушивание ответа, а 1-2. Без дополнительных вопросов и придирок.
В любом случае, подобные нагрузки на препода обычно приводят к попустительству с его стороны.
В то же время, студенты-троечники могут спокойно сидеть на парах и читать какой-нибудь журнал, или в карты играть... толку от этого мало... а потом, кое-как вызубрив твои лекции, сдавать тебе экзамен на 3...
В то же время студентам-отличникам проще придти в тот момент, который им удобен и просто сдать тебе материал, чем вставать рано утром и к строго определенному моменту тащиться в универ.
Ты, как преподаватель должна не только научить, но и отсеять тех, кто не достоин университетской скамьи и звания "специалист".
Группу студентов, которая не явилась на занятие можно условно разделить на 2 группы: те, кто способен подготовится самостоятельно, и те, кто не способен подготовится совершенно.
За первых я буду рад (действительно рад), эти люди достаточно умны и трудолюбивы для того, что бы самостоятельно разобраться в вопросе (если будут какие-то недопониманию их можно разрешить на семинаре).
На вторых мне наплевать, если они не способны самостоятельно освоить курс, не работают на семинарах то по моему предмету они получат неуд., а уж дальше университету решать, оставлять их, или нет.
В универе тратить время надо только на тех людей, которые готовы учиться и хотят учиться. Остальные должны быть уничтожены, как студенты.
У меня были случаи, когда в УГНТИ (в народе "нефтяной") из группы численностью 28 человек во второй семестр перешли только 19. 9 человек были выгнаны, а это 32%. Т.е. прецедент есть, и не один.
Сколько лекций в день??? Сколько человек в аудитории???? А???
У нас даже самый большой факультет - ветфак, как раз состоит из трехсот человек, но он ведь поделен на два потока, так что уже максимум сто пятьдесят. Во вторых у нашей академии даже самые востребованные лекторы (то есть по таким предметам, лекции по которым может вести очень мало человек в академии) проводят максимум семь-восемь лекций в неделе, многим из наших преподавателей дается всего лишь один курс вообще, все остальное - групповые семинары и практикумы, то есть одна лекция в неделю: ОДНА ЛЕКЦИЯ В НЕДЕЛЮ. Какие пять лекций в день?????????????????????????? Такого не было, пожалуй, за всю историю нашей академии. У нас всего пять факультетов, то есть даже если данный предмет общенаучный, и он ведется у всех факультетов, то надо, чтобы все факультеты имели эту лекцию в один и тот же день - это просто смешно. Нет, я, конечно, понимаю, что наша академия маленькая, но если ваше заведение значительно больше нашего, то там и преподавателей должно быть больше, и в расчете на одного препода нагрузки-то должны быть примерно одинаковы, не так ли??? ПЯТЬ лекций в день... я чуть со стула не упала...
В общем той проблемы, которую ты постарался сгустить, у меня не существует, да и за пять-семь минут уж хотя бы проверить знание лекции можно точно. У нас некоторые преподы семь минут экзамен принимают, а ты про лекцию говоришь... сравнил...
Вообще если очень четко провести опрос, то можно и за две минуты понять, кстати, что человек тему знает. Вот если - нет, не знает, тогда надо больше времени, чтобы понять, насколько не знает, но от меня же не требуется оценка знаний...
В то же время, студенты-троечники могут спокойно сидеть на парах и читать какой-нибудь журнал, или в карты играть... толку от этого мало... а потом, кое-как вызубрив твои лекции, сдавать тебе экзамен на 3...
Есть один очень интересный факт, я замечала за многими знакомыми - человек играет в карты на последней парте, а потом может рассказать процентов 60 материала лекции, не открыв учебник и не просмотрев конспекты тех, кто лекцию писал. А вот если этот человек сыграет в карты в кафе главного корпуса, хоть он трижды гений, он освоит ровно 0 % материала. И это я описываю, не исключительные случаи. Далее, я тоже люблю прогуливать, но если я приду, то я буду заниматься лекцией, а вот если я прогуляю, то я могу и забить на материал.
Короче, я могу описывать еще много частных случаев, но давай не будем этим заниматься, просто давай признаем, что суммарно коэффициент освоения курсом предмета будет больше на некоторое значение, если на лекции впускать, но пропуски контролировать.
В общем я не утверждаю, что заставлять студентов отрабатывать пропуски - это панацея. Да, действительно, многие могут и присутствуя освоить ровно столько, сколько отсутствуя, но это не повод крикнуть - а, ребят, идите куда хотите.
проще придти в тот момент, который им удобен и просто сдать тебе материал, чем вставать рано утром и к строго определенному моменту тащиться в универ.
Да, правильно. Например если речь идет о биохимии, то у нас никогда с этим проблем нет - вот идет практикум, какие-нибудь там колбочки пыхтят, кто-то переписывает лаб журнал, кто-то читает лекцию, кто-то автомобильный журнал, кто-то болтает, а кто-то подходит к преподавательнице и беседует по поводу пропусков - очень удобно, особенно отличникам.
Ты, как преподаватель должна не только научить, но и отсеять тех, кто не достоин университетской скамьи и звания "специалист".
Ну все же первично... и вторично, третично... - научить, я не декан, не куратор, не учмет, и, может быть, даже не ведущий преподаватель, у многих групп из тех, кому я веду лекцию я не веду семинары и не буду принимать экзамен (кстати, ты это учитываешь? Что не ты будешь у многих из этих прогульщиков принимать? А вот отработки - только ты).
те, кто способен подготовится самостоятельно, и те, кто не способен подготовится совершенно.
опять же, не все так четко, провести черту невозможно. Большинство студентов способно подготовиться самостоятельно, но большинство из этих подготовится самостоятельно хуже, чем с помощью доступного лектора.
см http://www.ifmo.ru/index.php?out=fa...mp;FacultyID=12
Вы бы сразу сказали, в чем особенность вашего Факультета, я бы с первого комментария с Вами согласилась бы на все сто )))))
Упс
8 лекций за всю неделю? Вот уж.... интересно... это два дня по одной лекции и три по две... неет, не может быть такой маленькой нагрузки...
Я, конечно, перебрал с 5 лекциями в день и 300 человек... Это получается 60 человек на каждой лекции... но все же... не 1,6 лекции в день...
Хм...
Но я вот только чего не понял, так это что делать с теми, кто пропустил?
В твоей модели ты требуешь отмечаться всех опоздавших... а как быть, если человек не придет вовсе?
Т.е. при таком подходе студенту выгоднее будет вообще не приходить на лекцию... или ты будешь отмечать всех отсутствующих?
Почему ты так утверждаешь? Ну подсчитай для своего института!
Я тебе говорю, у нас всего шесть потоков, то есть больше шести раз одно и то же читать нельзя - ибо ну просто некому. Конечно, бывает так, что один преподаватель читает два или даже больше предмета для разных курсов. Например один и тот же преподаватель кафедры биохимии одновременно может читать биохимию, органическую химию, энзимологию. Но во-первых биохимия и органическая химия распределены у большинства факультетов по двум семестрам, а во вторых энзимология существует только для одного моего факультета и в-третьих одних только читающих преподавателей только по этим трем дисциплинам на кафедре пять человек, вот и выходит, что двое из них ведут вообще по одной лекции в две недели, еще один - по лекции в неделю, второй - две лекции в неделю, и только заведующий кафедрой - три лекции в неделю!!! ТРИ ЛЕКЦИИ В НЕДЕЛЮ! На остальных кафедрах примерно то же самое, так что восемь лекций - это я сказала с большим запасом! Вот семинаров - тех да, тех у каждого преподавателя в неделю может быть много, и то не пять в день - такого не бывает вообще.
В твоей модели ты требуешь отмечаться всех опоздавших... а как быть, если человек не придет вовсе?
Также, как и всегда. На всех лекциях, семинарах и практикумах установлен порядок, по всей академии - отмечать присутсвующих, этим занимается староста каждой группы - тут я ничего нового не придумываю. Те, кто не явился вообще, отмечаются, как отсутсвовавшие в журнале, а не на моих листочках.
Твоя схема интригует, охота эмпирики.
Даёш експеримент!!!
Как это где? Система подогнана под твоё учебное заведение =)